В связи с массовым отравлением концентратом «Боярышника» мэр Иркутска ввел в городе режим чрезвычайной ситуации. Обнаружен нелегальный цех по производству спиртосодержащих жидкостей и алкоголя, где, предположительно, было изготовлено ядовитое средство. По последним данным, задержаны уже пять человек, имеющих отношение к продаже смертоносного «Боярышника».
Число жертв отравления суррогатным алкоголем в Иркутске росло с каждым часом. Мест в палатах не хватало, размещать их пришлось даже в коридоре больницы. По данным регионального управления Следственного комитета, известно о 42 госпитализированных. Большинство погибли, остальные находятся в тяжелом состоянии.
«Пациенты поступали в крайне тяжелом состоянии с признаками острого отравления, все пациенты госпитализированы в реанимацию», — говорит Евгений Выговский, главный врач медсанчасти ИАПО.
Первые пострадавшие стали поступать в реанимационное отделение местной больницы 17 декабря, а на следующий день вал пациентов на прием к токсикологам резко увеличился.
В основном это так называемые социально-неблагополучные граждане в возрасте от 35 до 60 лет. Все они употребляли некое косметическое средство «Боярышник» для принятия ванн. Адреса, откуда поступали больные, указывали на то, что источник массовое отравления находится в одном из микрорайонов города, а именно, в Ново-Ленине.
«Учитывая количество пострадавших, это была партия. В настоящее время идут мероприятия по выяснению, где она была реализована и кем», — сообщил Станислав Зубовский, прокурор Ленинского района Иркутска.
Полиция проверяет все места в области, где могли продавать «Боярышник». Следователи выявили две торговые точки. Задержаны подозреваемые в распространении суррогатного алкоголя.
Анализ содержимого флаконов показал, что в нем вместо этилового спирта находился метиловый спирт или метанол. Это самый токсичный из спиртов. 5 мл этого вещества достаточно, чтобы вызвать тяжелое отравления и слепоту, а 30 мл метанола могут привести к смертельному исходу в течение 2-3 часов, говорят специалисты.
Подобные косметические, а на деле питьевые лосьоны во многих регионах разливаются, как правило, в подпольных цехах и продаются без ограничений в торговых автоматах, где в любое время суток кто угодно, в том числе, и подросток, может дешево приобрести так называемый «фанфурик».
«Эта печальная ситуация была прогнозируема. У нас государство в 2013-2014 годах очень резко повышало ставку акцизов. Ставка была повышена в два раза. Мы не раз говорили, что такое резкое повышение акцизов и последовавший за ним рост цен приведут к серьезным последствиям в части роста нелегального рынка и роста потребления вот этих суррогатов медицинского и бытового назначения. В силу того, что доходы у населения не растут», — считает Дмитрий Добров, председатель Союза производителей алкогольной продукции.
На этикетке есть надпись «Товар для наружного применения», поэтому возложить ответственность за отравление на производителей будет не просто. Тем не менее, по факту ЧП возбуждено уголовное дело по статье «Производство, хранение, сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц». Парламентарии уже не раз предупреждали о подобных последствиях и предлагали рассмотреть законопроект, направленный на борьбу с такой опасной продукцией.
«В целом по стране из-за алкоголя гибнет более 500 тысяч. Это алкогольный мор. И гибнет преимущественно трудоспособное население, в основном мужчины. Поэтому наши меры должны быть более жесткими по отношению к торговцам суррогатной продукции. Надо, чтобы подобного рода косметические средства были включены в перечень спиртосодержащих жидкостей, чтобы они попадали под федеральный закон, где есть другие санкции», — объясняет Николай Говорин, заместитель председателя комитета Государственной думы по охране здоровья.
Сейчас эти жидкости не попадают под закон, регулирующий алкогольную продукцию. Ведь их выдают за медицинский антисептический раствор, который производят фармацевтические компании, причем на таком же оборудовании, что и на ликеро-водочных заводах.
«В ходе контрольных мероприятий, которые проводит Росалкогольрегулирование совместно с правоохранителями, мы сталкиваемся с тем, что нелегальный производитель уходит от промышленного производства. И там в качестве сырья для нелегального алкоголя используется фармсубстанция, о котором мы говорим. Поэтому и внедряется ЕГАИС у производителей фармсубстанций», — поясняет Александр Куликов, руководитель пресс-службы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Но с 1 января все фармпредприятия, которые производят спиртосодержащие средства, должны подключиться к Единой автоматизированной системе учета ЕГАИС, охватывающей весь алкогольный рынок. Тогда закупить большие объемы сырья, оставаясь в тени, будет просто невозможно.
Александр Лукьянов