Инициированная властями Украины транспортная блокада Донбасса уже успела вызвать как критику в самой стране, так и за ее пределами. Однако иное решение было бы самоубийственным для руководства Украины.
Сдача Порошенко на милость радикалам
Президент Украины не мог поступить по-иному. В противном случае, сейчас бы мировое сообщество имело дело совсем с другой Украиной. Как отмечает политолог Константин Бондаренко, Порошенко от свержения отделяло всего полчаса.
Новости партнеров
По его словам, подлинные инициаторы блокады — «ястребы» в украинской политике, представленные секретарем СНБО Александром Турчиновым и главой МВД Украины Арсеном Аваковым.
«В данной ситуации Петр Порошенко пошел на поводу у «партии войны» — Турчинова и Авакова, которые решили поиграть мускулами в день принятия этого решения и показать президенту, что они могут пойти на силовой вариант в достижении своих целей», — уверен Бондаренко.
Эксперт уверен, что «партия войны» в украинской власти по-прежнему сильна настолько, что подчас вынуждает президента действовать по ее правилам.
Перед тем, как в Раду вошли неизвестные в камуфляже, ряд административных зданий в некоторых областях Западной Украины были захвачены радикалами. Фактически, ситуация чем-то походила на кризис украинской власти в январе-феврале 2014 года, когда в некоторых областях майдановцы захватили здания облгосадминистраций.
Опасения нового Майдана и двигали Порошенко, уверен политолог Руслан Бортник.
Главная задача власти сегодня — избежать третьего Майдана», — подчеркивает Бортник.
Новости партнеров
Или хитрый план?
Руслан Бортник не исключает, что решение о блокаде может иметь под собой и хитрый план Порошенко по налаживанию торговли с Донбассом.
«Желательно убрать блокираторов с Донбасса, ну а дальше принято постановление правительства, которое позволяет торговать критическими товарами, с одной стороны. А с другой — если блокираторы уедут, кто будет контролировать торговлю?» — отмечает эксперт.
По словам Бортника, украинская власть решила тактически переиграть радикалов и со временем восстановить торговлю с неподконтрольными ей территориями Донбасса, в то же время избежав опасности третьего Майдана.
Пока же радикалы никуда уходить не собираются и не доверяют государственной блокаде.
«Ваш поворот на 180 градусов в вопросе блокады — временная хитрость. Да, вы будете пытаться отыграть все назад, ваши боты будут писать, что это вы всех перехитрили», — обратился к президенту Украины в своем Facebook один из активных участников блокады Семен Семенченко.
Он заявил, что устроенная радикалами блокада будет продолжаться. А значит, Порошенко и его окружению придется приложить серьезные усилия, чтобы одновременно не обозлить партию войны и объясниться с иностранными партнерами.
Последние сильно огорчены принятым президентом решением.
Новости партнеров
Запад в шоке
Принятое на заседании Совета национальной безопасности и обороны решение о транспортной блокаде Донбасса ошеломило не только многих украинских политиков, но и зарубежных партнеров Киева. Даже такой верный соратник Украины, как США, и тот выразил недоумение по поводу этого шага.
«Мы пристально мониторим блокаду на Донбассу. Я хочу подчеркнуть важность мирного решения этого вопроса… Уважая Минские соглашения, я считаю, что ситуация нестабильна и чревата потенциальными угрозами», — заявил официальный представитель Государственного департамента Марк Тонер.
Лидеры ЕС — Франция и Германия — высказались более конкретно. По словам их представителей, блокада лишь вредит в деле установления мира на Украине.
«Мы обеспокоены сегодняшним решением СНБО. Это решение не способствует деэскалации, а, наоборот, провоцирует тенденции к отделению в Донбассе», — подчеркнул официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шефер.
Париж и вовсе заявил, что Украине следует прекратить инициированную решением СНБО блокаду.
«Франция крайне обеспокоена принятым 15 марта решением правительства Украины о введении временной транспортной блокады на востоке страны. Мы призываем украинские власти сделать все возможное для снятия блокады железнодорожных путей в районе линии соприкосновения», — говорилось в сообщении МИД Франции.
Украине не впервой идти наперекор мнению заграничных партнеров. Как правило, это оправдывается борьбой за территориальную целостность и противостоянием «внешней агрессии». Однако на этот раз даже первые лица государства заговорили о вреде блокады для страны.
Удар по экономике
Говоря о блокаде, которую ранее устраивали радикалы, премьер-министр Украины Владимир Гройсман категоричен.
«Если мы посмотрим на вред, который произошел по отношению к государству, то видно, что в первую очередь вред нанесен нашей украинской экономике. И именно в тот момент, когда мы получили очень серьезный шанс на стремительный экономический рост.
Только мы начинаем процесс восстановления, находится кто-то, кто находит шаг для отвлечения от решения проблемы», — рассказывал он на заседании Кабмина 16 марта.
Однако почему правительство, по сути, переняло у радикалов эстафету по нанесению ущерба Украине, Гройсман так ни не рассказал, хотя днем позже и озвучил приблизительное количество недополученных из-за блокады денег в казну: 4 млрд грн ежемесячно.
Между тем, в самом Кабинете министров Украине уже назвали приблизительные потери от блокады.
«У нас есть средний сценарий — 1-1,3%, но может быть и хуже — до 2% (ВВП — ред.)», — заявил глава Минфира Александр Данилюк.
На деле же ущерб от блокады Донбасса может быть еще серьезнее.
«Я думаю, потери будут порядка 5% ВВП», — отмечает в комментарии экономист Александр Охрименко.
Таким образом, прогноз Минфина еще можно называть оптимистическим. Охрименко отмечает, что он как экономист не видит никакой логики в решении руководства страны.
«Здесь, я так понимаю, чисто политические амбиции. Экономика отсутствует полностью. Сейчас на Украине экономика вообще в загоне, а политические амбиции зашкаливают», — говорит Охрименко.
Потакание партии войны и желание обхитрить радикалов, избежав третьего Майдана, привело Порошенко к такому решению, которое лишь отсрочит волну народного гнева.
Рано или поздно экономические проблемы, спровоцированные блокадой, отразятся на обществе, а значит опасность массовых акций протеста снова станет актуальной.
Николай Подкопаев