Порошенко уже ничего не может предложить своему народу, кроме пустых обещаний…
Украине потребуется несколько лет для проведения масштабных реформ, прежде чем вступить в НАТО. Об этом в интервью итальянскому изданию Corriere della Sera заявил Петр Порошенко. Получается, что евроинтеграция откладывается на неопределенный срок.
«Мы работаем, чтобы основательно реформировать страну с экономической, социальной, административной точки зрения. Это долгая работа, нам потребуется минимум 6−7 лет. Когда мы будем готовы, мы проведем референдум, чтобы спросить украинский народ, должны мы или нет вступать в Североатлантический альянс», — сказал Порошенко.
Можно вспомнить, что после прихода к власти Порошенко и члены его команды обещали своим согражданам чуть ли не мгновенное вступление в НАТО и очень быстрое присоединение к Евросоюзу. Верховная Рада даже приняла закон, что Украина ныне не внеблоковое государство, а часть системы евроатлантической безопасности.
Можно вспомнить и то, как в целом эволюционировала украинская мечта о светлом будущем. В 1995 году президент Кравчук обещал людям, что через пять лет они будут жить как во Франции. В 2005-м Виктор Ющенко говорил: «Через десять лет будем жить как в Польше». Недавно, уже в 2015-м, новый губернатор Одесской области Михаил Саакашвили сказал, что Украина через 20 лет будет жить как при Януковиче. И то, если чудесным образом остановится спад в экономике и начнется бурный экономический рост.
Получается, что власти «незалежной» открыто признают бесперспективность чаяний о лучшем будущем. И заявление Порошенко о референдуме по поводу вступления в НАТО через семь лет выглядит вполне логично…
— Заявление Порошенко о референдуме через семь лет — это очередная попытка удержаться на плаву, — говорит политический аналитик Международной организации по наблюдению за выборами CIS-EMO Станислав Бышок. — Все такие попытки могут быть выражены только в риторике, но не в практических действиях. Ведь любому человеку, кто мало-мальски знаком с предметом, известно, что руководители НАТО неоднократно говорили об отсутствии краткосрочных и среднесрочных перспектив вступления Украины в альянс. Точно так же никто не видит «незалежную» в Евросоюзе. Порошенко может провести референдум о вступлении в НАТО хоть завтра, но результаты голосования никого в мире интересовать не будут.
Порошенко своими речами пытается пугать Россию. Ни экономическими, ни политическими средствами он это сделать не может, в арсенале остаются только политические заявления.
— Мечта о светлом европейском будущем в риторике руководителей Украины постоянно отдаляется.
— В психологии есть понятие «термин притязаний». Скажем, человеку на выбор дается три задания: простое, среднее и сложное. Как правило, «средний» человек выбирает среднее задание, если он его выполняет, то потом выбирает сложное, а если не решает — простое. То же самое происходит на Украине, где на протяжении всей истории независимости снижается уровень притязания.
Вначале на Украине говорили, что люди будут жить, как во Франции. Но если брать советскую Украину, то страна была во многом похожа на идеал, в частности, по структуре экономики.
В течение последних полутора лет уровень притязаний снизился значительно. Всё-таки разница между Францией и Польшей много меньше, чем пропасть между Украиной при Януковиче и нынешней страной. Сейчас-то мы видим развал экономики и потерю территорий.
Политики не хотят говорить, что всё плохо, а потому используют риторические приемы: «Через столько-то лет будет так же, как и…» Никому не хватает смелости сказать, что на Майдане скакали «не за то». Мы видим репрессии против инакомыслящих, многочисленные нападения на оппозиционных деятелей и журналистов. Поэтому о перспективах Украины говорят «эзоповым» языком.
— Как такая эволюция мечты влияет на самоощущении граждан?
— Сейчас многие украинцы живут по принципу «не до жиру — быть бы живу». Люди доведены до отчаяния. Это пока не истерика, но затаенное и тихое чувство бесперспективности, незащищенности. Нет никакой позитивной идеи вроде евроинтеграции, которая была полтора года назад. Люди остались с «разбитым корытом». С одной стороны, бедность и нищета, с другой, — уже шестая волна мобилизации, проводящаяся с неясной целью. Все понимают, что лучше не будет, помощи ждать неоткуда.
Слова Порошенко о скорых реформах и вступлении в НАТО рассчитаны не столько на украинцев, сколько на Россию и Запад. Нашу страну хотят нервировать, а Запад убедить в верности выбранному курсу. Внутри Украины на такие заявления уже мало кто обращает внимание. У людей более приземленные заботы.
— Но нельзя жить бесконечно в состоянии отсутствия перспектив.
— Если очень постараться, то можно. Сейчас на Украине ситуация пока лучше, чем в годы оккупации или голодомора.
Никакого социального взрыва в ближайшее время ждать не следует. Как мы знаем, для революции нужны большие внешние вливания. Сейчас социальный взрыв на Украине Запад готовить не будет, ведь, по его мнению, демократия в стране уже установлена. У России тоже не так много возможностей влиять на внутриполитическую обстановку в «незалежной». Так что украинские политики будут продолжать воинственную риторику, а в экономике продлится спад.
— К чему может привести украинское общество жизнь в постоянной депрессии?
— Украина в значительной степени страна аграрная. Тотальный голод страну не ждет. У подавляющего большинства есть огород или родственники в деревне. Сохранилась и какая-то сносная инфраструктура.
Можно привести пример Греции. Сама она в долгах, как в шелках, но как страна Греция состоялась. С Украиной сложнее, так как есть центробежные тенденции.
Пока нет причин думать, что Украина быстро оправится и скоро заживет, как при Януковиче. С другой стороны, нет причин, чтобы Украина превратилась в чистое поле с вымершими городами.
— Отговорки по поводу несостоявшегося вступления в НАТО и ЕС приводились на Украине всегда, и в «девяностые» и в «нулевые», — замечает старший научный сотрудник РИСИ Олег Неменский. — Каждая прозападная власть заявляла, что вот-вот страна достигнет интеграции с западным сообществом, но потом объясняла, что страна не соответствует критериям, надо провести широкие реформы. Мол, после того, как украинцы потерпят временные сложности, государство вступит в ЕС, и все будут жить как в Швейцарии. И все говорили, что НАТО — это путь в ЕС, и в альянс надо вступать раньше.
У Порошенко тоже наблюдается некая эволюция взглядов, от предвыборной кампании до времени, когда уже надо оправдываться, почему евроинтеграция затягивается.
Самое главное, что за прошедший год реформы на Украине не сдвинулись с мертвой точки, это отмечают и все западные аналитики. Коррупция стала еще больше, экономика деградирует, вся государственная система разлагается. За последний год не произошло ни одного положительного перелома.
Разговоры о реформах стали пустыми обещаниями еще несколько лет назад. Но если не смогли сделать ничего позитивного тогда, то сейчас это тем более не под силу.
Заявление Порошенко о референдуме по поводу вступления в НАТО — это обычное оправдание.
— Предел мечтаний украинских руководителей становится год от года всё менее привлекательным.
— 25 лет назад Украина имела замечательные шансы на развитие. Стране досталась высокоразвитая промышленность, отличная социальная система. Но за эти годы Украина стала самой неуспешной страной постсоветского пространства. И причины этого не столько экономические, сколько политические и идеологические.
Сама идейная платформа украинской государственности не предполагает созидания. Наоборот, она толкает к разрушению. Поставлена цель отвергнуть всё русское, а не создать что-то уникальное украинское. Этот негативистский национализм и разъедает государство изнутри.
С другой стороны, украинское общество — одно из самых развитых в мире. Гнить такое общество может достаточно долго. Все 25 лет Украина только деградировала, но, тем не менее, пока еще держится. Возможно, еще несколько лет она сможет протянуть.
Но возможно ли переломить тенденцию, перейти от деградации к возрождению? На мой взгляд, это не получится. Поэтому мы увидим распад национального украинского государства, так как сам этот проект оказался провальным.
— В Крыму на Украину смотрят с большим сожалением, — говорит крымский политолог Сергей Кулик. — У нас такое ощущение, что такого государства вообще нет. Есть власть олигархов в Киеве, есть власть территориальных батальонов на местах. И совершенно непонятно, как страна сможет вступить в НАТО через семь лет, если она превращается во второе Сомали.
Крымчане и раньше ориентировались на Россию. Воспринимали как свои ее геополитические интересы. На Украине же были слишком большие ожидания по поводу евроинтеграции. Соответственно, там сейчас большие разочарования. Думаю, что сейчас украинцы будут вынуждены массово эмигрировать из страны, кто на Запад, хотя это будет не так просто, а кто — в Россию.
Андрей Иванов