Гляйхшалтунг — нацистская политическая концепция подчинения всех сфер жизни интересам национал-социалистического режима. Активно использовалась для регулирования культуры и искусства… Киевские «власти» обнародовали очередные «черно-белые списки» деятелей культуры.
Культурный фронт — один из основных фронтов в гражданской войне на Украине, в которую официальный Киев всеми силами втягивает и Москву. Объективно украинский конфликт, действительно, имеет, в первую очередь, культурную, цивилизационную природу — и поэтому в нем можно проводить разве что очень условную границу. Где она — эта граница? На пороге дома расстрелянного неонацистами писателя и журналиста Олеся Бузины? На лестничной площадке в Одессе, откуда идут двери в квартиры русского сотрудника морпорта, бессарабского гагауза, ультраправого футбольного хулигана и «проевропейского» веб-дизайнера-ЛГБТ-активиста? Граница размыта. Да, в Макеевке и Коломые абсолютное большинство населения — носители соответственно противоположных русского (православно-славянского, евразийского) и гибридного (европейского с русским) культурных типов. А в Херсоне и Кировограде — большинство лишь условное…
Новости партнеров
Этот фронт для Киева сегодня не менее важен, чем военный фронт, проходящий на Донбассе. И Киев действует на нем топорно, жестоко, но тактически эффективно, как в свое время действовали Гитлер и Геббельс. В украинских СМИ — тотальная ложь, фейки и демонизация «противника». Когда-то все это должно вскрыться. Но администрация президента и кабмин Украины живут сегодняшним днем. И одна из самых страшных опасностей для Киева сегодня — проникновение на подконтрольную ему территорию альтернативной точки зрения. Технологии используются разные. В работе с молодежью ставку делают на ущербность современного образования (возможность рассказывать о «миллионолетней» праистории Украины и «украинских» князьях в Дневнерусском государстве) и на картинки красивой европейской жизни, отключающие здравый смысл. А в работе с людьми среднего и старшего возраста ставка сделана прежде всего на телевизор. В украинском телевизоре все должно быть только «истинно арийское» и отвечающее «высоким идеалам национал-социализма».
И в первую очередь, для ТВ, и уже во вторую — для театров и концертов Киев бросился составлять «черные» списки неугодных произведений и деятелей культуры.
Сначала под запретом оказались культовые российские патриотические фильмы. Потом — фильмы про российские силовые структуры. Затем — и вовсе практически все современное российское кино. К этому приложили усилия как Верховная Рада, принявшая закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины«, так и Госкино Украины, а также всевозможные нацкомиссии.
Помимо запрещенных одним махом военных фильмов, Киевом отказано в прокате более чем 160 картин, включая «Горько 2», «Подарок с характером» и… «Паровозик Тишка». Последний, наверное, особенно сильно угрожает национальной безопасности Украины.
Помимо обозначенных выше, запрету подлежат фильмы, в которых участвуют лица, внесенные в «персональные» черные списки. А вот тут уже начинается и вовсе трагикомическая история.
По информации DEUTSCHE WELLE, в «черном списке» Украины уже более 500 деятелей культуры со всего мира. Основная масса в нем, конечно, россияне. Но есть и европейские, и даже американские деятели с мировыми именами, в частности, Депардье, Сигал, Кустурица. На Украину им нельзя въезжать, произведения, в которых они участвовали, нельзя демонстрировать. В отношении некоторых из них грозятся по возможности возбудить и реализовать даже уголовные дела.
Судя по всему, за основу Минкультуры и СБУ приняли список, составленный раннее ультраправыми активистами с просто феерическими обоснованиями.
Новости партнеров
Например:
Борис Гребенщиков: «Это один народ, просто говорят на разных языках немножко»…
Михаил Галустян: «Все события, которые происходят на Украине, начиная с Майдана их, срежиссированы теми, кто хочет ослабить наши страны, натравить их друг на друга»…
Горан Брегович: «Мы на Балканах всегда чувствует величие, которые исходит с Востока, от России. Мне кажется, Запад всегда чувствовал небольшую паранойю по этому поводу. Надеюсь, она быстро пройдет, и они найдут какое-то лекарство от этого»…
Диана Арбенина: «выступала в Крыму»…
Юлия Чичерина: «неоднократно посещала Восток Украины, выступала там, фотографировалась, общалась с боевиками»…
Вы можете себе представить, чтобы в 21 веке в какой-то стране данные «обвинения» могли бы быть основанием для каких-либо уголовных, административных или других правовых преследований? Я — нет. Но это, увы, как ни абсурдно звучит, факт.
Реализация запрета на все перечисленные выше произведения — это просто какой-то сюрреалистический кошмарный сон. Депардье и Сигал снялись в огромном количестве всемирно известных картин. В контексте запрещенного «Паровозика Тишки» мне даже стало любопытно: будут ли на Украине запрещать мультики и комиксы про Астерикса и Обеликса, прообразом одного из главных героев которого стал именно герой Депардье?
Новости партнеров
Ситуация усугубляется отсутствием на Украине сколько-либо значимой кинопромышленности. Ведь львиная доля эфирного времени на ТВ занята даже не высокохудожественными масштабными картинами, а самыми простыми фильмами и сериалами. Что может прийти на смену российскому кино? Европейское и американское стоит очень дорого и в требуемых количествах его достать просто нереально.
Председатель Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Юрий Артеменко пообещал в свое время заменить российские сериалы южнокорейскими. Но об этой гениальной идее теперь помалкивают. По стоимости они, наверняка, тоже недешевые. Плюс дает о себе знать разная ментальность и кардинальные внешние отличия. Вопрос визуального восприятия: для жителей Восточной Азии все европеоиды «на одно лицо», а они, соответственно, для нас . Смотреть южнокорейские сериалы украинцам будет банально тяжелее.
Правда, как показал опыт, запреты кино на Украине — дело весьма условное. Вот материал из видеоблога медиаэксперта Анатолия Шария о том, как на Украине показывали сериал про одну из самых ненавистных киевским патриотам спецслужб — ФСБ.
Вроде бы повод наказать телевизионщиков по украинским законам как бы и есть — ухищрения используются детские и примитивные. Но ICTV принадлежит украинскому олигарху и зятю экс-президента Кучмы Пинчуку, горячо поддержавшему Майдан и позволяющему почти круглосуточно гнать фейки про «голодающую Россию» и «российские войска на Донбассе». У кого ж на такого «героя» рука поднимется? Торжество закона во всей красе.
Но недавно украинские власти достигли нового дна неадекватности. В противовес «черным» спискам начали формировать списки «белые».
Вот их первая редакция:
1. Андрей Макаревич — музыкант, лидер группы «Машина времени»
2. Лия Ахеджакова — актриса театра и кино
3. Валентин Гафт — актер театра и кино, писатель
4. Олег Басилашвили — актер театра и кино
5. Эльдар Рязанов — кино — и телережиссер
6. Эмма Абайдуллина — журналистка
7. Юрий Шевчук — музыкант, лидер группы «ДДТ»
8. Сергей Юрский — актер, режиссер
9. Андрей Мягков — актер
10. Михаил Жванецкий — писатель-сатирик
11. Наталья Фатеева — актриса театра и кино
12. Борис Акунин — писатель
13. Виктор Шендерович — писатель-сатирик
14. Земфира — певица, музыкант
15. Михаил Ефремов — актер театра и кино
16. Сергей Пархоменко (Серега) — рэп-исполнитель
17. Артемий Троицкий — журналист, критик
18. Вахтанг Кикабидзе — актер, певец
19. Юлий Ким — поэт, композитор, драматург
20. Андрей Орлов (Орлуша) — поэт
21. Михаил Шац — телеведущий, шоумен
22. Татьяна Лазарева — телеведущая
23. Лев Рубинштейн — поэт, критик, публицист
24. Педро Альмодовар — кинорежиссер, актер
25. Вим Вендерс — президент Европейской киноакадемии, кинорежиссер, сценарист
26. Тим Рот — актер, кинорежиссер
27. Арнольд Шварценеггер — киноактер
28. Джаред Лето — киноактер, музыкант (30 Seconds to Mars)
29. Клаус Майне — вокалист Scorpions
30. Джордж Клуни — киноактер, режиссер
31. Хайден Паннетьери — киноактриса
32. Мартин Гор — музыкант (Depeche Mode)
33. Мила Йовович — актриса, музыкант, модель
34. Вера Фармига — киноактриса.
В чем смысл этой гениальной операции? Если исходить из здравого смысла и логики современного права, «все, что не запрещено, то разрешено». Если все «не запрещенные» артисты «разрешены», то какие преференции дает белый список? Миле Йовович разрешат сниматься в сериале «Мазепа» на каких-то особых условиях?
Что делать участнику «белого списка», если он снялся или пел в фильме, в котором параллельно снимался кто-то из «черного списка»? Ну или фильм запрещен?
Ну вот, Земфира пела в «Брате-2», запрещенном на Украине. Как же некрасиво получается, она же в «Белом списке»! Или «национальный герой» киевских фашистов Анатолий Пашинин, который даже носит у себя на сердце нацистско-эсэсовский «вольфсангель» в честь «Азова» играл вместе с запрещенным Пореченковым в «воспевающем российских силовиков» фильме «Грозовые ворота». Пашинин хоть и не внесен в «Белый список» как «украинский» актер, но все равно — как-то неудобно…
То, что творит сейчас так называемая «киевская власть» — это путь абсурда. По сути дела, людей «запрещают», причем тотально, за их позицию. В правовом государстве по решению суда может быть за определенные противоправные высказывания запрещено определенное произведение. Либо человек, совершивший преступление, может быть лично привлечен к ответственности. И точка.
То, чем занимается официальный Киев, до него делали разве что в гитлеровской Германии и других фашистских режимах. Запрещали Стефана Цвейга с Гербертом Уэллсом, художников, артистов… Все во имя «германского духа». Параллели очевидны — прямее не бывает.
Ужас в том, что Запад это снова игнорирует, как игнорировал в 1930-е, снова надеясь направить пыл фашистов (в этот раз и вовсе «рукодельных») на Восток. В прошлый раз это плохо закончилось для всех.
Святослав Князев