Бывший посол США в России Майкл Макфол дал весьма обстоятельное интервью «Украинской правде». И несмотря на явную ангажированность этого издания, посол попытался хотя бы между строк донести до украинцев реальное отношение Вашингтона к конфликту в стране.
СМИ и политико-академическое сообщество на Украине пытается внушить населению мысль о том, что коллективный Запад полностью и безоговорочно поддерживает нынешний киевский режим и все его действия. Что друзья из Вашингтона и Брюсселя будут защищать Украину до последнего американца и европейца. Однако бывший посол США Майкл Макфол дал понять, что отношение к Киеву и его нынешней политике на Западе весьма противоречивое. Да, на сегодняшний день Макфол не является ни госсекретарем США ни даже сенатором, однако, учитывая его близость к Обаме, слова бывшего посла можно расценить как своего рода послание Белого дома украинскому режиму. И просьбу вести себя прилично.
Новости партнеров
Так, Майкл Макфол наглядно объяснил украинцам к чему для Украины приведут шаги по обострению ситуации. Например, поставки американского оружия, которых украинские власти добиваются с упорством, достойным лучшего применения. «Некоторые люди в Белом доме считают, что если это произойдет, будет эскалация. Они считают, что если будет поставка оружия, тогда будет и ответ Путина…и на кого будет направлен его ответ? Не на нас. На вас. Поэтому если вы считаете, что нужна такая военная помощь, то мой ответ – мы должны помогать тем, кто готов получить ответ Путина». Весьма двусмысленное заявление, которое показывает украинцам что Киев должен понимать все последствия своих действий и быть готовым к ответственности за свои шаги. Что если Украина будет и дальше устраивать военные и политические провокации, то спасать ей придется себя самой.
Нынешняя же администрация США, по словам Макфола, готова будет пойти на обострения только в том случае, если налицо будет провокация от Путина, если мирный процесс будет сорван Россией. Более того, США не собираются отбивать для Украины Крым. «Я просто не хочу, чтобы люди переоценивали возможности Запада. На военную операцию мы не пойдем, это очевидно. Американцы не готовы воевать за Крым… Надо быть реалистами в этом плане. Иногда я чувствую, что люди хотят больше от американцев, чем от себя», — говорит украинским журналистам Майкл Макфол. Идеальным выходом для Киева в этой ситуации было бы признать потерю Крыма в обмен на какие-то уступки со стороны России, однако этот реалистичный вариант решения пока не соответствует ни политической ситуации, ни тем более приоритетам нынешнего украинского общества.
Запад хочет от Киева не обострений, а реформ. «Я считаю, и многие мои друзья в Белом доме так считают, что самый главный вопрос здесь – будут ли успешны реформы и демократизация в Украине. Это самое главное. А все остальное менее важно — что будет делать Путин и так далее», — заявил Макфол. И пока чтодрузья в Белом доме не удовлетворены ни реформами, ни демократией. Вероятно, не будут удовлетворены также мерами по дерусификации страны, а точнее методом достижения этой цели, которые грозит дополнительным расколом в украинском обществе.
Теоретически Соединенным Штатам нужна не просто выживающая Украина — им нужна успешная Украина. Государство, которое может продемонстрировать всему постсоветскому пространству выгоду от выхода из российской сферы влияния. «Для Путина неуспешные реформы – это то, чего он ожидает, он хочет этого, чтобы показать всему миру — «я был прав». Для него это самая главная задача. И поэтому для нас самая главная задача – показать, что Путин не прав», — пояснил Макфол. Однако на практике «показать, что Путин не прав» будет непросто. Джордж Буш-младший не сумел реализовать эту стратегию при куда более выгодных условиях в Грузии, а также на Украине после первого Майдана (когда эта страна была не в таком разболтанном состоянии, как сейчас). Пока же все события на Украине — мусорные люстрации, промышленный коллапс, героизация пособников нацистов — показывают постсоветскому пространству, что Путин все-таки прав.
Российский президент, кстати, тоже стал темой для обсуждения. «Путин все-таки человек Советского Союза. Он считает, что если что-то плюс для Америки, значит минус для России», — говорит Майкл Макфол. — У Путина есть теория, что Америка хочет разрушить Россию и все страны, которые считаются нашими врагами, что мы устраиваем революции везде. Как будто люди ничего не делают – ни в Египте, ни в Украине, ни в России. Он считает, что все делает ЦРУ». И отчасти он прав — правда, не столько в отношении Путина (который все-таки является прагматиком), сколько в отношении российской политико-академической элиты. Действительно у большинства кабинетных политологов и журналистов превалирует точка зрения, что США являются инициатором всевозможных процессов в мире. И они соответственно транслируют эти идеи в массы, что ведет к серьезнейшей недооценке в российском обществе внутренних причин проблем, возникших на территории той же Украины, а также в Грузии и даже Армении. Тратя столько сил на поиски и объяснения «руки Госдепа», в России не хотят или не могут признать, что в возникновении этих процессов есть и вина России. И пока в Москве этого не поймут, шансы на возникновение новых майданов в новых странах постсоветского пространства будут существовать.
Геворг Мирзаян