План по Донбассу, предложенный на Мюнхенской конференции, вызвал в Киеве обиду и негодование. «Нас не спросили», — расстроился президент Украины Владимир Зеленский. Документ исчез с официального сайта мероприятия, а потом опять появился. Украинские политики предлагали свой вариант «умиротворения» региона. Это была давно вынашиваемая идея «зачистки» Донбасса по так называемому хорватскому сценарию.
Закон о «коллаборационистах»
Новости партнеров
На конференции в столице Баварии Зеленский, который шел к власти как «президент мира», повторял риторику предыдущего главы государства Петра Порошенко. Убеждал, что конфликт в Донбассе — это дело всего континента, а не только Украины. «Это война в Европе. И она вместе с аннексией Крыма уже длится столько же, сколько и Вторая мировая война, — представьте себе», — сообщил он.
Как и его предшественник, отказался говорить напрямую с самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками. «Мы готовы к диалогу с мирным населением этих территорий. Но не с теми, кто является непризнанным с точки зрения международного права, а следовательно, не может представлять местное население Украины», — объяснял Зеленский.
Упомянул и «совместные патрули». «Думаю, что у нас есть возможность додавить, чтобы там были как украинцы, так и представители временно оккупированных территорий, так и ОБСЕ», — уточнил он. Глава украинского МИД Вадим Пристайко вспомнил в связи с этим недавнюю историю Балканского полустрова. «Мы решаем, как сделать так, учитывая опыт, например, Хорватии, чтобы обеспечить безопасность на этой территории. Возможно, к тому времени, чтобы провести выборы», — отметил дипломат.
О хорватском сценарии заговорил и глава украинского МВД Арсен Аваков. Он, кстати, побывал в Мюнхене, хотя его должность не подразумевает участия в дипломатических мероприятиях. По мнению Авакова, «совместные полицейские силы» из представителей Киева и неких «сообществ» должны действовать до того момента, пока Украина не вернет контроль над территориями.
Речь идет именно о «зачистке» Донбасса, а не о мирной реинтеграции. Аваков считает, что вместо предусмотренной Минскими соглашениями амнистии Украине необходимо принять закон о «коллаборационистах». «Если ты выполняешь репрессивную функцию, если ты организовываешь отряды, которые стреляют в нашу сторону, то не попадаешь под прощение, а попадаешь под уголовное преследование», — рассудил он.
О хорватском сценарии в Киеве твердят давно. Еще в 2014-м Юрий Луценко (один из ближайших соратников тогдашнего украинского президента, назначенный вскоре генеральным прокурором) признавался, что перемирие с ополченцами нужно только для того, чтобы собраться с силами. «Три года хорваты терпели, — говорил он. — А затем за несколько часов танковой атакой смели сепаратистов с земли». Так Луценко успокаивал «партию войны» в Киеве, недовольную тем, что Порошенко идет на уступки Донбассу.
В 2015-м замминистра по делам беженцев Юрий Грымчак в интервью высказал мнение, что Киеву не удастся реализовать вариант Сербской Краины. Более подходящим он считал сценарий Восточной Славонии, реинтегрированной в Хорватию под контролем ООН.
Новости партнеров
В 2017-м премьер-министр Украины Владимир Гройсман также ссылался Хорватию. По его словам, Загреб даже консультировал Киев по поводу Донбасса. «Будем нарабатывать совместно и перенимать тот опыт, который был достаточно эффективен в их стране», — оптимистично рапортовал он.
«А нас не спросили»
Мир в Донбассе многим украинским политикам неинтересен — Мюнхенская конференция показала это еще раз. Председатель мероприятия, немецкий дипломат Вольфганг Ишингер попал в базу украинского сайта «Миротворец» за «покушение на суверенитет и территориальную целостность Украины», а также «участие в пропагандистских мероприятиях России против Украины». Причина — Ишингер подписал документ под названием «Двенадцать шагов по укреплению безопасности на Украине и в Евроатлантическом регионе». Ничего прорывного там не было — контроль за исполнением Минских соглашений, условия снятия санкций с России, гарантии прав этнических меньшинств.
Депутат Верховной рады от партии Порошенко Ирина Геращенко назвала это провокацией и «двенадцатью шагами по реабилитации» Москвы. И ее ничуть не смутило то, что в «провокации» приняли участие бывший командующий НАТО в Европе Филипп Бридлав, экс-руководитель миссии ОБСЕ в Донбассе Александр Хуг, бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, подписавшие документ.
Его сначала удалили с официального сайта, а потом вернули. В тот короткий промежуток времени, пока документа на сайте не было, помощник Порошенко Святослав Цеголко успел доложить: «Мюнхенская конференция едва не стала местом «мюнхенского сговора» против Украины. Петр Порошенко резко поставил вопрос перед организаторами. И хотя текст «Двенадцати шагов» исчез с сайта конференции, друзья Украины до сих пор в шоке».
Зеленский тоже высказал претензии: «Я всегда обижался, когда об Украине начинали говорить за спиной, решать вопросы. Это как с этим вчерашним планом. В Мюнхене нашли новый план, как урегулировать войну на востоке Украины. А нас не спросили. А где мы? Это у нас война. Можно же нас прямо спросить».
Как объясняет политтехнолог, руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев, возмущение и обиды политиков из Киева свидетельствуют о том, что «партия ни мира, ни войны» никуда не делась: «Любое мирное урегулирование грозит многим должностным лицам потерей политического влияния. Благодаря войне они не только получают очки в аппаратных играх, но и зарабатывают деньги. «Партия ни мира, ни войны» будет всеми силами препятствовать исполнению Минских соглашений».
«В «Двенадцати шагах» речь шла не о мире, а о стабильном перемирии. Тяжело заподозрить Карла Бильдта в том, что он выполняет волю Путина, как и других, поставивших подписи под планом. Документ отражает видение европейцев. Они устали от конфликта на Украине, это реальность, с которой Киеву придется считаться. Поэтому Европа предлагает меры по деэскалации. А у Порошенко и его команды простая линия: что бы ни делал Зеленский — все зрада (предательство) и сдача национальных интересов», — добавляет собеседник.
Новости партнеров
Но самое печальное для Киева, полагает Золотарев, в том, что на Мюнхенской конференции в основном обсуждали другие регионы. «Больше внимания уделили Ближнему Востоку и Африке. Это сейчас заботит западный мир», — отмечает он.
Директор Фонда прогрессивной политики, специалист по Балканам Олег Бондаренко полагает, что у Киева мало шансов реализовать хорватский сценарий в Донбассе. «Это непохожие истории. Москва сегодня — это не Белград в 90-е. Никто не поддержит Украину в таком формате, как Хорватию в те времена. И тогда Запад не просто морально поддержал, а вооружил Загреб, хорватская армия была самой многочисленной в Европе. Последнее десятилетие XX века — это сплошные конфликты после распада огромных государств. В бывшем СССР было несколько горячих точек: Приднестровье, Карабах, Осетия, Абхазия. В бывшей Югославии, в Боснии, воевали все против всех. «Зачистка» Сербской Краины была для Запада еще одной войнушкой в распавшемся соцлагере. Донбасс — совсем другая тема», — говорит эксперт.
Хорватский сценарий закончился тем, что «реинтегрированные» территории обезлюдели. «На освобожденных — от сербов, конечно — землях нет почти никого. Сербы бежали, хорваты не заселились», — подчеркивает Бондаренко.
По его словам, как бы ни был для Киева привлекателен такой вариант, «это только мечты, реализовать их никто не даст».