Информационная война против России, связанная с околоисторической тематикой, обостряется. В мировой прокат выходит фильм, преподносимый на постерах как «самая важная правдивая история, которую вы когда-либо увидите». При этом люди, имеющие к нему непосредственное отношение, признают: ничего общего с исторической правдой эта картина не имеет.
Фильм «Мистер Джонс» снят еще в прошлом году и даже с большой помпой был презентован на Украине к «голодоморной» годовщине под броским названием «Цена правды». Слово «правда» здесь ключевое, поскольку украинским гражданам говорили именно о «реальной истории о геноциде украинского народа». Судя по отзывам украинских СМИ и блогеров, так они и восприняли данное агитационное произведение. Сейчас, когда дошло до показа «Джонса» в британских кинотеатрах, тамошняя пресса тоже пытается доказать, что это чуть ли не документальная лента о «сталинском геноцидном голоде на Украине».
Новости партнеров
Для того чтобы понять истинную суть фильма, достаточно оценить его авторов и связанных с ними лиц. Чуть ли не первым, кто сообщил о картине, был тогдашний глава скандально известного Института национальной памяти Украины, убежденный бандеровец Владимир Вятрович. Он лично открывал в Киеве выставку, посвященную главному герою фильма — британскому журналисту 1930-х Гарету Джонсу. Автором сценария выступила калифорнийка украинского происхождения Андреа Халупа, особо не скрывающая, что занимается «священной борьбой» против сталинизма и «путинизма». Еще в 2014-м она основала движение активистов под названием «Глобальный майдан» для борьбы по украинскому примеру «за лучшее будущее Сирии, Ирана, Венесуэлы, США».
Да-да, и США тоже. Собственно, этим активно занимается ее старшая сестра, чье имя не раз всплывало в ходе слушаний по импичменту Дональда Трампа, — Александра Халупа (Чалупа). Ее считают ключевой фигурой в связях между штабом Демократической партии и Украиной в ходе президентской кампании — 2016. Неудивительно, что она фигурирует и в титрах фильма «Мистер Джонс».
Если же посмотреть на перечень спонсоров агитки, то увидим, что финансировалась она за счет правительственных и муниципальных структур Украины, Польши и даже Шотландии. В титрах находим стандартный набор пропагандистских организаций, не скрывающих участия в информационной войне против России. Здесь тебе и «Консорциум по изучению голодомора», основанный украинской диаспорой в Канаде, и «Комитет США по информированию о геноциде в Украине», и британская издательская группа, выпускающая газету The Daily Telegraph, и даже небезызвестный бизнесмен Билл Браудер, объявивший себя «врагом Путина № 1» (хотя претендентов на этот титул на Западе — целая очередь). Как видите, только этого достаточно, чтобы понять суть и назначение «Джонса».
Фильм начинается с того, что представляет Гарета Джонса как пророка, еще в 1933 году пытавшегося предупредить об агрессивных намерениях Гитлера начать мировую войну с нападения на несчастную Польшу. То есть с первых секунд авторы «самой правдивой истории» отступили от правды. Поскольку истинный Джонс, откровенно симпатизировал нацистам, писал в британской прессе восторженные материалы о фашистах, называл Гитлера «великим». Неслучайно он был одним из немногих иностранных журналистов, попавших в «гитлеровский пул», летавших с ним на одном самолете и бравших интервью у лидеров НСДАП. Собственно, для британской прессы начала 1930-х такой пиетет перед нацистами был не диковинкой: достаточно сказать, что газета Daily Mail была фактическим рупором нацизма за пределами Германии. Тем удивительнее теперь читать в тех же газетах, что это СССР якобы «был союзником Гитлера».
Авторы «Джонса» представляют своего героя как борца за правду, рискнувшего жизнью, чтобы в марте 1933 года впервые попасть на Украину, а именно в город Сталино (ныне Донецк), и стать свидетелем лютующего там голода. «Но ведь журналистов не пускают на Украину», — заявляет герой фильма. Это притом что в своих дневниках реальный Гарет Джонс подробно описывает, как он и до 1933-го неоднократно посещал УССР в составе пула западных журналистов, открыто и легально ездивших и в Харьков, и в Киев, и в то же Сталино. И, кстати, в ходе этих поездок 1930 и 1931 годов (то есть задолго до периода, преподносимого на Украине в качестве «голодомора») Джонс все равно рассказывал о «страшном голоде» в СССР. Так что занимался он этим постоянно, вне зависимости от того, голодали наши граждане или нет.
Был ли Джонс свидетелем голода на Украине в марте 1933 года, неясно. Судя по его дневникам, дальше Харькова он не доехал, причем описывал он и цены на продукты (из чего следует, что они были в продаже). А все свои дальнейшие рассказы о масштабе голода он строил исключительно на слухах, которые черпал в беседах с анонимными источниками. Именно поэтому его апокалиптические истории восприняли со скепсисом и признанные журналисты Запада.
Что не помешало авторам фильма рассказать о героическом побеге Джонса от надзора милиции, о трупах, которыми были завалены окрестности Сталино, и даже об акте каннибализма с участием самого британского журналиста (он якобы откушал «мальчика Колю», не подозревая, что есть человечину).
Новости партнеров
Последнее обстоятельство возмутило родственников Джонса, которые также упомянуты в титрах фильма с благодарностью за помощь. Внучатый племянник прототипа киногероя Филипп Колли написал в The Sunday Times письмо, обвинив авторов в откровенной лжи. «Он не был свидетелем никакого людоедства, тем более не принимал в нем участие. Он никогда не видел никакой реквизиции зерна, рабского труда и телег с трупами. За ним никогда не гнались, он никогда не убегал… Его никто не арестовывал», — подчеркивает Колли.
Он также сообщает, что был сразу шокирован еще рабочим сценарием. «Авторы признали, что Гарет не был свидетелем всех тех событий, которые изображены в их фильме, — продолжает Колли, — но сказали мне, что они считают оправданным использование его для отображения их версии того, что происходило в ходе голодомора. Я чувствую, что они мутят исторические воды».
Родственник Джонса прямо указывает на антироссийский характер фильма, в котором голод представлен как последствие отъема зерна у украинцев ради отправки его в Москву. И напоминает, что его родственник как раз отмечал общероссийский характер трагедии: «Как сообщал мой дядя, миллионы умирали по всему Советскому Союзу: «в каждой части России, на Волге, в Сибири, на Северном Кавказе, в Центральной Азии». Но это, как вы понимаете, не вписывается в версию «геноцида», которую навязывают сейчас на Украине и на Западе.
Можно было бы закрыть глаза на «художественный вымысел». В конце концов, и Брэд Питт не убил Гитлера в парижском кинотеатре. Но в том-то и дело, что публике «Джонса» преподносят как «правду». Сам Колли уже нашел в интернете статьи о своем дяде, в которых «факты» биографии того почерпнуты из данного кино.
А та же Андреа Халупа с пафосом поясняет значение собственного творения: «Главная цель говорить правду об истории — это исцеление. Мы сделали этот фильм в первую очередь потому, что история лечит». Ну вот и сопоставьте эти слова с резонными обвинениями Колли.
Да и не надо забывать, что польская режиссер «Мистера Джонса» Агнешка Холланд официально награждена на Украине орденом Княгини Ольги указом президента Украины. Причем заметьте, уже Владимира Зеленского, а не его предшественника. В указе говорится, что сделано это за «подвижническую деятельность, направленную на освещение правды о голодоморе».
Вот вам и «цена правды»: просто достаточно ложь назвать этим словом. И как писал Джордж Оруэлл (также выведенный в фильме в качестве персонажа), «ложь стала правдой». Так пишется современная история на Западе.