Между Кремлем и Минском снова обострение, снова звучат «грозные» заявления президента Александра Лукашенко об «альтернативных» поставках нефти и газа в Беларусь, о новом налоге на транзит нефти, на что российская сторона уже даже не реагирует или реагирует вяло. В дни новогодних каникул было сделано столько различных заявлений по поводу разногласий в топливно-энергетической сфере (в основном, кстати, с белорусской стороны), что выделить в них рациональное зерно представляется все труднее.
Попробуем все же определить контуры будущего сотрудничества Белоруссии и России в данном вопросе. Вопросе, вроде бы, чисто экономическом на первый взгляд, но имеющем мощнейшую политическую составляющую и для России, и для Белоруссии, что связано в обеих странах с предстоящими формами так называемого «транзита власти», поэтому и не прекращаются взаимные попытки «нагнуть» друг друга.
Новости партнеров
Сложнейшие переговоры в «верхах» между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко в Санкт-Петербурге в декабре прошлого года так и ничем не завершившились. Темой той встречи, как, собственно, и последовавших после этого телефонных переговоров были нефть и газ. Точнее – цена, по которой Россия готова гнать в братское государство энергоресурсы и цена, по которой белорусская сторона хотела бы видеть эти самые ресурсы на своей границе. Итогом предновогодних встреч и телефонных разговоров стало заявление Лукашенко, что, мол, «он устал собачиться и лучше выпить водки». Потом последовали осторожные заявления и с российской, и с белорусской стороны вроде как о заключенных предварительных соглашениях по нефти и по газу, при этом поставки газа в Беларусь удалось в январе согласовать лишь на первые два месяца 2020 года (до марта), видимо, по прежней цене и условиям. Газовый контракт для белорусской стороны является очень важным договором и пока, очевидно, особого прогресса в переговорах все-таки нет…
Однако сразу после Рождества Лукашенко обвинил российскую сторону в том, что она хочет продавать нефть Белоруссии, опять процитируем, по ценам «выше мировых».
Одновременно Лукашенко публично призвал собственное Правительство искать альтернативу российской нефти, по мысли президента, поставки из России вполне себе могут закрыть поставки энергоносителей из… портов Балтии. Как обычно бывает, Александр Григорьевич в своих зачастую резких и провокационных заявлениях не стал уточнять – а что за нефть должна потечь на белорусские НПЗ из балтийских портов?
Подобного рода заявления один в один повторяют ситуацию с отказом украинских властей закупать газ у «агрессора», то есть России, тут же закупая этот же газ якобы «реверсом» у стран Европы.
Украинские дела и транзит газа через эту страну, разумеется, отдельная тема со своей спецификой, мы просто обозначили, что Лукашенко озвучивает свои угрозы исходя примерно из тех же принципов и делает это в близкой к украинской стилистике.
Впрочем, профессионалы и просто знающие люди отлично знают цену всем этим громким выпадам Лукашенко. Во-первых, у украинских «товарищей» как там ни крути, остался мощный рычаг для переговоров с «Газпромом» и Россией – трубу в «незалежной» по-прежнему контролирует местная элита и власть. И основной поток российского газа в Европу контролируется таким образом все-таки украинцами и их европейскими партнерами, что они, собственно, блестяще продемонстрировали в декабре 2019 года, в очередной раз поставив «Газпром» и руководство России в очень и очень неудобную позицию. Минимум на пять ближайших лет, да еще и заставив выплатить порядка 9 млрд долларов штрафа и пени по решению арбитражного суда в Стокгольме!
У Лукашенко, повторимся, такого ресурса – трубы – нет и никогда не было. Существующие в Белоруссии мощности газотранспортной системы (внутренний рынок плюс небольшой по объему «клапан» для поставок на Запад) проданы структурам «Газпрома», теперь Лукашенко с обидой пеняет российской власти – была, мол, договоренность, что мы вам продаем свою трубу, а вы нам – цены на газ как в России.
Новости партнеров
Во-вторых, Украину и часть её элиты, не скрываясь мощно и сильно поддерживает и поддерживал Запад и началось все задолго до Майдана 2013-2014 гг. С Лукашенко же как с «последним диктатором Европы» ситуация принципиально иная, наиболее болезненные санкции, персональные для президента и части его сторонников, и экономические для страны в целом, были сняты только-только. Режим «батьки» в существующем виде, конечно же, мало кого устраивает в Европе, просто пока в силу многих причин там все-таки не до него и не до маленькой страны под названием Белоруссия. Об этом необходимо помнить, учитывая противоречивые и резкие заявления Лукашенко, который сам пытается представить Белоруссию чуть ли не единственным «мостом» между Россией и Западом. Конечно же, это далеко не так и никогда не было так, чтобы там ни говорил наш западный сосед.
«Сложно сказать, чем вся нынешняя история может завершиться, а главное – когда завершиться? – комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. – Пока насколько известно, с Белоруссией действует контракт на поставки газа на прежних условиях, то есть в российском варианте – около 127 долларов за 1000 кубических метров. Соглашение действует до конца февраля, сказать, что будет дальше, я не возьмусь. Лукашенко требует цену за газ, как в Смоленской области, то есть, по его мнению, цена должна снизиться до уровня 70 долларов за ту же 1000 куб.м, что, естественно, не устраивает ни «Газпром», ни руководство России».
По словам эксперта, ситуация с ценообразованием на поставки нефти еще хуже, чем по газу.
«До 2024 года, пока в России идет так называемый «налоговый маневр», белорусские получатели и переработчики нефти будут терять в цене. В России действует принцип, согласно которому в результате все налоги, условно говоря, должны в итоге оказаться «на скважине». Для производителей нефти, правда, в переходный период действуют особые льготы и преференции. Белорусские производители по понятным причинам лишены этого, собственно, Лукашенко и бьется за эти самые компенсации, которые поставят белорусских переработчиков в равные с российскими условия», – отмечает Юшков.
Российская сторона, разумеется, в мягкой форме пока говорит – цены на нефть все равно ниже, так что вопросы по компенсации своим производителям вы решайте сами! Минск эта позиция категорически не устраивает, но и Москве никакого резона дотировать производителей в соседней республике нет.
Насколько же актуальны заявления Александра Лукашенко об альтернативных источниках поступления нефти (и, возможно, газа в будущем) в Белоруссию?
«Это какая-то форма экономического мазохизма, пример которого, кстати, мы видели с Украиной. Отказаться от российского газа и закупать его же, но дороже и у западных партнеров, но якобы «реверсом». Помните, все эти рассуждения о «молекулах свободы» в американском СПГ? То же самое ждет белорусских коллег, если они пойдут в ту же сторону «независимых» поставок и теоретически это, кстати, вполне возможно», – говорит Юшков.
Собеседник напоминает, что подобный вариант Лукашенко уже опробовал несколько лет раньше, угрожая покупать вместо российской нефти нефть… венесуэльскую. И перерабатывать латиноамериканское сырье, продавая его на Запад. По понятным причинам, кроме убытков для всех сторон (и прежде всего белорусской!), это не принесло тогда ничего, не принесет и теперь, тут даже не нужно вспоминать о том, что сейчас венесуэльская нефть находится, например, под санкциями США.
Новости партнеров
«Чисто теоретически опять же Лукашенко может попробовать поставки нефти в республику через украинский трубопровод Одесса-Броды, который стоит сейчас нерабочий. Имеется вариант с поставками азербайджанской нефти, можно покупать сырье у «Каспийского трубопроводного консорциума», или покупать нефть в балтийских портах…. Все варианты грешат лишь одним – сложнейшей логистикой и ценами, которые все равно окажутся выше сегодняшних российских. Тот самый вариант экономического «мазохизма», о котором я и говорил выше», – отмечает Юшков.
Однако и у Лукашенко имеются на руках козыри и как ни странно первый и, возможно, главный из них – очередные выборы президента в республике, которые пока планируется провести осенью нынешнего года. Лукашенко уже заявил, что непременно примет в них участие и надеется победить в… шестой раз!
«Для России на самом деле торговая война сейчас с Белоруссией невыгодна, невыгодна ни с какой точки зрения. Речь и торг сегодня идут в том числе и по формам поддержки Россией Лукашенко, просто потому, что других «пророссийских» кандидатов в республике нет», – рассказывает политолог Максим Жаров.
По его словам, видимо, игры вокруг поставок нефти и газа какое-то время еще будут продолжаться, но в итоге Лукашенко получит то, чего упорно добивается. Все ли его требования будут выполнены – вопрос отдельный, но большую часть преференций республика от России так или иначе получит.
«В связи с украинским транзитом, по внешнеполитическим причинам и т.д., Москве сегодня точно невыгодна потеря еще и Белоруссии и всего данного направления. Значит, компромисс будет найден и найден он будет снова за счет России, остается договориться лишь по конкретным формам и объемам этой поддержки», – уверен Максим Жаров.
Собеседник говорит, что рычагов давления у Кремля на белорусского коллегу сейчас практически не осталось – внутренняя обстановка в республике в случае чего-то такого (торговой, например, войны) приведет лишь к консолидации белорусского общества вокруг… фигуры Лукашенко. Последний, несмотря на всю риторику о Союзном государстве и процессах интеграции, на самом деле ни о каком реальном объединении никогда не думал и к этому не стремился. Принципы подобной «интеграции» остаются неизменными на протяжении нескольких десятилетий: нужны российские углеводороды, дешевый металл, нужен огромный российский рынок. Но при этом необходимо сохранять суверенитет Белоруссии, вопросы тарифов, денежно-кредитной политики и внешней политики, прочие ключевые параметры остаются в руках Минска, то есть лично Александра Лукашенко.
Остается добавить, что по состоянию на момент подготовки материала никаких официальных сообщений со стороны профильных министерств ни России, ни Белоруссии о ходе переговоров не поступало. Как сообщалось ранее, два белорусских НПЗ продолжают работать на запасах сырья, сделанных в конце прошлого года, при этом угрозы дефицита топлива в республике нет. Российская сторона в лице Министерства энергетики предпочитает хранить молчание по вопросу переговоров и тем более цены и сроков поставок.