Первая за три года встреча «нормандской четверки» состоялась. Саммит также стал площадкой для знакомства Владимира Путина и Владимира Зеленского. В общей сложности он продолжался около пяти с половиной часов, включая перерыв на двустороннее общение президентов России и Украины.
Бессрочная забастовка
Новости партнеров
В Париже с утра бастовали. Из-за протестов по поводу пенсионной реформы в городе не работает метро, не ходят трамваи. Эммануэль Макрон подошел к середине президентского срока в условиях бессрочной забастовки всего государственного сектора — транспорта, больниц, школ. Многие журналисты с трудом добрались до Елисейского дворца — на дорогах огромные пробки. Единственным надежным средством передвижения, похоже, оказался велосипед — зато экологично.
Но вокруг Елисейского дворца было тихо и спокойно. Шороху наводили только представители СМИ, которым все же удалось сюда добраться — сотни три человек. Но эти счастливчики сетовали на бардак в организации: когда им удалось прорваться во внутренний двор, все протокольные мероприятия уже закончились и они не увидели, как Макрон поочередно встретил всех гостей, а Зеленского ободряюще хлопал по плечу, почти обнимал.
Президенту Украины действительно пришлось непросто. Новичок в таких делах, он несколько раз нарушил протокол: перепутал места за круглым столом, приступил к переговорам при фотографах («Сейчас все выйдут и начнем», — показал ему жестами Путин), а затем еще и распахнул папку с документам и собственной речью — в результате листы, исписанные вперемешку по-русски и по-украински, попали на все новостные ленты мировых информационных агентств.
Киевский дозор
Все это время в Киеве у здания офиса президента продолжалась акция «Дозор на Банковой». Активисты уже провели там целую ночь и намерены были ждать первых результатов саммита. Националисты и близкие к ним политические силы, сосредоточенные главным образом вокруг бывшего президента Петра Порошенко, выступали категорически против личного общения Зеленского с Путиным. И любые договоренности готовы были признать «капитуляцией». Им еще предстояло решить: протестовать дальше или сворачиваться.
Общение российского и украинского президентов тет-а-тет случилось даже раньше ожидаемого. Изначально их беседу, а значит, и основной газовый вопрос, выносили за скобки «нормандского формата», но в итоге переговоры провели до совместного ужина и общей пресс-конференции. А в том, что газовый вопрос — основной, сомневаться не приходилось: с Зеленским в Париж прибыл исполнительный директор «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко, а с Путиным — глава «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики России Александр Новак.
Действующие контракты на транзит и поставку топлива завершаются, и, по словам исполнительного директора «Нафтогаза», стороны условились продолжать переговоры в разных форматах: двусторонние, трехсторонние с Еврокомиссией — «только после этого станет понятно, будет соглашение или нет». Словом, газовый вопрос в Париже не решили. И это был первый провал вечера.
Новости партнеров
Затянувшийся ужин
Двусторонняя встреча лидеров закончилась, четверка отправилась ужинать. А все остальные ждали. Час тянулся за часом, информационную тишину тормошили члены делегаций. Когда в зал, где находились журналисты, вошел министр внутренних дел Украины, его тотчас окружили репортеры.
«Рабочая атмосфера, все хорошо, — делился впечатлениями Арсен Аваков. — Президент Зеленский — молодец, очень жестко и правильно держит позицию, зрады (предательства. — Прим. ред.) нет. Сейчас еще идет разговор, пока все очень правильно с государственной позиции». С российскими журналистами Аваков общался на русском.
Затем появилась пресс-секретарь президента Украины Юлия Мендель. По ее словам, вопрос Крыма не обсуждался. Тем не менее, добавила она, «украинская позиция была представлена очень сильно».
Чуть позже украинский журналист Дмитрий Гордон, сидевший в зале, рассказывал российскому телевидению со ссылкой на свои источники, что Зеленский обратил внимание Путина на окончание их общего имени Владимир — «мир». «Только мира я и хочу», — приводил слова Зеленского источник Гордона. По его же данным, Путин называл своего визави уважительно, по имени-отчеству.
Источники других журналистов сообщали неутешительное: ни о выборах в самопровозглашенных республиках ДНР и ЛНР, ни о контроле за границей согласия не достигли. Как и в случае с газом, «договорились продолжать договариваться».
Не чудесные, но договоренности
«Богатая была дискуссия», — начал долгожданную пресс-конференцию Макрон. Четверка вышла ближе к полуночи (второй час ночи по московскому времени). Во вступительном слове хозяин саммита напомнил, что за пять лет конфликта на востоке Украины погибли тринадцать тысяч человек, это «открытая рана на теле Европы». И сразу обозначил: новый саммит в «нормандском формате» состоится через четыре месяца.
Новости партнеров
Меркель с очень уставшим видом перечисляла конкретные договоренности: прекращение огня, разведение сил, разминирование и до марта 2020 года Станица Луганская должна быть вовлечена в этот процесс (всего условились о разводе сил в трех населенных пунктах). Среди задач — не двенадцатичасовое наблюдение, а круглосуточное, силами ОБСЕ. «И наконец, речь о политическом урегулировании, закон об особом статусе», — добавила канцлер ФРГ.
Зеленский вновь повторил, что он за мир. Режим прекращения огня до конца 2019-го — это первая договоренность. Обмен «всех на всех» до 31 декабря — вторая. Полный доступ Красного Креста ко всем задерживаемым лицам — еще одно условие. Как и возможность выборов по украинскому законодательству и по стандартам ОБСЕ.
«Я уверен, что через четыре месяца мы неоднократно вернемся к вопросу восстановления контроля Украины над всей границей», — отметил Зеленский. И подчеркнул: на федерализацию народ Украины никогда не согласится, а он как президент выполнит волю людей. На вопрос о том, готов ли он говорить с представителями республик ЛНР и ДНР, Зеленский ответил уклончиво: «С жителями Донбасса я общаюсь, я каждый день с ними общаюсь».
Путин в своем выступлении говорил о незыблемости минских договоренностей, необходимости изменений в конституции Украины и придания постоянного характера закону об особом статусе Донбасса. Напомнил и другие условия: амнистия и свободное передвижение людей.
«Вот мы разговариваем о крупных проектах и гуманитарных вопросах. Давайте не будем забывать здесь о простых людях, которые там живут. Все наши договоренности должны способствовать улучшению их жизни не когда-то в будущем, а сейчас», — обратился к собравшимся российский президент.
Итог встречи на правах хозяина подвел Макрон: «Сегодня не было чудесных договоренностей, но это был крайне позитивный саммит. Мы не говорим о разморозке, мы перезапускаем дипломатические усилия».
Путин ответил на вопрос из зала: «Есть ли потепление какое-то? Я думаю, да». И процитировал по поводу наболевшей проблемы поставок топлива: «А у нас в квартире газ, а у вас? И у вас есть и будет. Но может быть дешевле, если договоримся».