Зять Ельцина откровенничает о Путине и обозначает участие элит 90-х в трансфере власти
Владимир Познер взял интервью у Валентина Юмашева в рамках открытия фестиваля «Слова и музыка свободы» в «Ельцин-центре». Тема беседы была определена как «Почему Борис Ельцин выбрал Владимира Путина». По заверениям представителей «ЕЦ», инициаторами такого публичного разговора стали именно они, таким образом в «ЕЦ» хотели «отметить» 20-летие отставки Бориса Ельцина и очередную годовщину самого учреждения. Но на самом деле это уже не первое в череде недавних интервью советника и зятя Ельцина. Юмашев открещивается от Путина, а в процессе выносит много сора из «семейной» избы и обозначает участие элит 90-х в подготовке к 2024 году.
Владимир Познер не мог игнорировать дискуссии в СМИ вокруг того, что Юмашева, ранее долгое время сохраняющего информационное молчание, «прорвало» аж на три подобных интервью, и спросил интервьюируемого – зачем? Юмашев сказал, что ему хочется рассказать «реальную историю», вокруг сегодня очень много мифов.
Новости партнеров
Предыдущие интервью Юмашева носят полемический характер с серией публикаций бывшего советника Владимира Путина Андрея Илларионова, который поэтапно доказывает, что влияние Юмашева в конце 90-х было шире и сильней, чем у угасающего Ельцина. И именно Юмашев решил, что следующим президентом будет его заместитель в Администрации президента – Владимир Путин. В каждом своем выступлении Юмашев теперь последовательно умаляет собственную роль в роковых событиях накануне миллениума, когда Ельцин вдруг устал, а Путин из неизвестного помощника Собчака превратился в знаменитого «Ху из мистер Путин».
Анализируя предыдущие интервью, многие склоняются к идее, что господин Юмашев хочет донести мысль до широких масс, что не «Семья» или «силовики» выбрали его заместителя Путина на роль президента России, а именно сам гарант Конституции, ныне покойный Борис Ельцин – а с него, старика, какой спрос? Более того, Юмашев рассказал Познеру трогательную историю, якобы Борис Николаевич относился к Путину, как к сыну, и любил его даже тогда, когда «сын» вырос и начал поступать по-своему (а именно после первого срока). И что Ельцин, который любил власть больше водки, как про него говорят злые языки, отдал ее (власть, а не водку), и что самое важное – отдал на полгода раньше, чем мог бы, и был от этого счастлив, ведь тем самым он своему названному «сыну» выторговал у судьбы полгода в предвыборной президентской гонке, где соревноваться с ним должны были отжившие свое, на взгляд Юмашева, но тем не менее популярные в народе кандидаты.
Пожалел ли Ельцин о своем выборе? – допытывался Познер. Казалось бы, вот повод сказать очевидное, но нет, Юмашев не раскололся, уклончиво заметив, что во время первого своего срока Путин с рельсов капитализма не свернул, и кто бы что ни говорил, реформы либеральные и рыночные продолжил, а это главное. Не можем с ним не согласиться, Путин продолжил дело Ельцина, и не только на первом сроке, но только в более мягкой форме, в чем сомневаться «дорогим россиянам», пережившим пенсионную «реформу», не приходится, социальные гарантии исчезают, а возврата к социализму, как сказал Путин, не будет.
Кто же мог тогда посоперничать с Путиным? Разве что Евгений Примаков, которого сегодня «очень любят, и слава богу», ехидно сказал Юмашев, видимо, намекая на то, как недавно Путин открывал памятник Евгению Максимовичу. Но тут же добавил ложечку дегтя, мол, Примаков Путина несколько раз пытался снять с поста директора ФСБ. Таким образом Юмашев откровенно попытался вбить клин между президентом и «клиентелой Питовранова» в лице покойного Примакова, пишет телеграм-канал «Мастер пера»:
«Юмашев неожиданно поделился своими воспоминаниями о том, что Примаков хлопотал об увольнении Путина с поста директора ФСБ, а также склонял его к политической слежке за Явлинским. «Семья» в лице Юмашева не только все глубже, но и все коварнее обозначает свое участие в трансфере. Удар по связке президент – партия Примакова в этом смысле, конечно, неслучаен. «Семья» пытается сыграть на упреждение и не допустить усиления неприемлемых для себя фигур из окружения первого лица – например, Чемезова, которого в последнее время в определенных кругах принято называть реинкарнацией Примакова и все еще возможным кандидатом в премьеры».
Ловко скрывая тень осуждения, Познер продолжает намекать на то, что «вина за Путина» все же лежит на плечах Юмашева, который взял его в Администрацию президента, ведь как же так – взяли не кого-то, а бывшего спецслужбиста, человека из КГБ. На это с легким сердцем Юмашев ответил в стиле «а кто не без греха?», все вокруг были из КГБ или ВЛКСМ, смотреть на это серьезно не стоило. Главное ведь – он, Юмашев, не по своей инициативе-то взял Путина, а потому что ему порекомендовали его как помощника Собчака, что говорило само за себя и говорило больше, чем служба в каком-то там Комитете госбезопасности.
Более того, самые лучшие рекомендации он получил от Кудрина и Чубайса, именно они протежировали будущего президента Путина, тут и Познеру пришлось признать, что Чубайс «просто так не хвалит», надо было брать.
Новости партнеров
Таким образом от «блудного сына» своего тестя Юмашев полностью открестился, еще раз напомнив, что никакого отношения к политике Путина «Семья» не имеет. А в преддверии транзита власти об этом стоит напоминать как можно чаще. Вот что написано про это интервью в ЖЖ Андрея Илларионова:
«[Третье интервью] свидетельствует о том, насколько обеспокоены авторы операции 1999 года по назначению Владимира Путина на пост российского президента проводимой общественной кампанией выявления того, кто именно, почему и как проводил эту спецоперацию, – написал в своем ЖЖ (пост «Почему они так напрягаются?») бывший советник Путина Андрей Илларионов. – Судя по всему, два предыдущих выступления Юмашева были признаны неудачными, недостаточно убедительными в продвижении главной идеи непосредственных родителей путинизма».
Сам эксперт уверен, что Владимир Путин пришел к своему посту именно благодаря «Семье» и с помощью силовиков, а Юмашев в конце 90-х был влиятельнее самого Бориса Николаевича. Но зачем он сегодня пытается «скинуть вину» за уходящего Путина? Это насущная необходимость, чтобы не потонуть вместе с кораблем или опасность попасть под санкции?
Во время интервью Юмашев настаивает на том, что именно Борис Ельцин принимал лично все кадровые назначения и он лично остановил свой выбор на Путине, потому что тот был «новым лицом» вместо надоевших «зюгановых» и «явлинских», был демократом и рыночником, должен был продолжить реформы Ельцина.
«Главное, что я слышал из этой беседы, что Юмашев сказал, что Путин уйдет в 2024 году, в целом я могу сказать, что эта часть элиты по-прежнему оказывает серьезное влияние и на властную конфигурацию в стране, и на позицию президента она тоже оказывает влияние и стремится это влияние закрепить в каких-то инструментах, в каких-то конкретных людях, которых она пытается расставить на определенные посты», – сказал политолог Максим Жаров.
«Тот факт, что сегодня на базе «Ельцин-центра» в Екатеринбурге это все происходит – это тоже очень важно, потому что эта структура является и мозговым, и медиа-центром этой части элиты, нужно очень внимательно следить за тем, что будет происходить в эти выходные в Екатеринбурге, потому что это очень серьезные люди с серьезными ресурсами, сбрасывать их со счетов в определении того, каким путем пойдет Россия в ближайшие годы, ни в коем случае нельзя».
Почему же Юмашев так скромно ведет себя сегодня и свою роль в самом громком транзите власти современной России скрывает? Политолог Максим Жаров подтвердил, что влияние «Семьи» сегодня есть, оно чувствуется, а все попытки Юмашева «развеять мифы» делаются специально, чтобы упредить действия своих оппонентов.
«Потому что «Семья» это влияние имеет и в случае, когда будут расставляться люди «от Семьи» на определенные посты государственной власти, которые будут контролировать тот сценарий, который «Семья» хочет в 2024 году реализовать – неизбежно оппоненты «Семьи» будут как раз пенять на то, что Валентин Юмашев, Александр Волошин и другие представители «Семьи», в общем-то, в 1999 году оказывали решающее влияние на Бориса Ельцина с тем, чтобы он назначил Путина сначала премьером, а потом уже своим преемником. Это делается специально, чтобы упредить своих оппонентов».
Новости партнеров
Само понимание того, что означает термин «Семья», нужно трактовать куда шире, чем просто узкий круг родственников Ельцина, считает журналист Константин Семин. Стоит взглянуть на стену в «Ельцин-центре», где перечислены жертвователи и спонсоры этого «храма 90-х», и сразу становится ясно, кто есть эта «Семья». Эксперт не связывает выступления Юмашева с усилением этой клановой группы: «Зачем «Семье» нужно усиливаться, если она никогда не теряла свое влияние?» – задается он вопросом.
В целом у нас монолитный и переплетенный буржуазный правящий класс, и все они заинтересованы в консервации того порядка, который позволяет им занимать высокие посты и сохранять и приумножать свои капиталы, считает Семин. Конечно, весь управляющий класс, который серьезно состарился, мандражирует в преддверии транзита власти, потому и выползают такие, казалось бы, незаметные ранее фигуры, как Юмашев.
«Здесь нужно не «Семью» подозревать в реставрации – не то, что к власти пойдут какие-нибудь ельцинские внуки, или Дерипаска, который сейчас выпрашивает прощение у США, – здесь нужно ожидать очередного социального переворота, которым попытаются выгрызть себе пространство и управленческие позиции представители новой элиты 30-45 лет, люди, которые, как комсомольцы в 80-ые, находятся в тени и так же, как они, очень хотят предъявить свои права на что-то внутри этой сгнившей и ороговевшей системы. Это не «Семья», это другие люди, которые не испытывают никакого пиетета ни по отношению к Ельцину, ни по отношению к Путину», – считает Константин Семин.