«Германия и ЕС должны ввести встречные санкции против США в случае реализации обещанного пакета мер экстерриториального значения против компаний — участников проекта «Северный поток — 2», — заявил официальный представитель фракции «Левые» в бундестаге по внешнеполитическим вопросам Александер Ной. О том, как развиваются события вокруг нового газопровода и какое давление оказывают на Берлин Вашингтон и Варшава, — в нашем материале.
«Европе не нужен американский СПГ»
Новости партнеров
«Нам в Европе не нужен американский СПГ. Но можно обложить санкциями другие отрасли», — уточнил депутат.
Напомним, 29 октября сенатор Энди Барр внес в конгресс законопроект, предполагающий, в частности, запрет посещения США физическим лицам, которые имеют какое-либо отношение к трубоукладочным судам, занятым на строительстве нового газопровода.
Кроме того, американскому президенту предоставляются полномочия налагать санкции на организации, оказывающие финансовые и страховые услуги трубопроводным компаниям, которые поддерживают экспорт российских энергоносителей.
«Энергетическая безопасность наших европейских партнеров — стратегический приоритет для Соединенных Штатов. Закон способствует прекращению строительства газопровода. Нельзя допустить, чтобы Россия продолжала подрывать энергетическую безопасность союзников по НАТО в Европе», — подчеркнул сенатор.
Эта инициатива дополняет одобренный в июле профильным комитетом конгресса законопроект о санкциях против иностранных компаний, чьи суда участвуют в укладке труб «СП-2».
«Продолжение строительства газопровода «Северный поток — 2″ усилит угрозу для миллионов европейцев и создаст серьезные риски для безопасности по всему миру, — утверждал автор этого документа конгрессмен Адам Кинзингер. — Соединенные Штаты должны объединить усилия с союзниками и защитить национальную безопасность, дав отпор попыткам захвата власти со стороны России».
Море газа
Новости партнеров
В Берлине отказываются признавать «Северный поток — 2» политическим проектом и настаивают на его необходимости. «Газопровод нужен Германии для диверсифицированных поставок энергоносителя в Европу наряду с транзитом газа через Украину», — объяснил новый глава «Восточного комитета германской экономики» (ВКНЭ) Оливер Хермес 14 ноября в Берлине.
И напомнил, что Германия отказывается от энергетики на угле и атоме, из-за чего усиливается значение природного газа. «Запуск «Северного потока — 2″ улучшит наши энергетические перспективы и стабилизирует ценообразование», — уверен Хермес.
Суть дела в том, что благодаря «Северному потоку — 2» и «Турецкому потоку» предложение газа на европейском рынке так вырастет, что его подорожание будет практически невозможно. Значит, Вашингтону придется расстаться с планами расширения поставок СПГ в Европу: ценовую конкуренцию с российским трубопроводным газом американский сжиженный не выдержит.
Экспортные СПГ-проекты затевались американцами в расчете на то, что цены в Европе удержатся в районе 200 долларов за тысячу кубов. Их порог рентабельности — примерно 180 долларов.
Но сейчас газ на европейском рынке стоит около 160 долларов, то есть американские поставки уже убыточны. А «Северный поток — 2» добавит еще 55 миллиардов кубометров в год, и тогда СПГ из-за океана действительно окажется ненужным.
«Часть мощностей по сжижению газа в США в ближайшее время может остановиться из-за нерентабельности, так что поставки в Европу резко сократятся», — предупреждает главный экономист British Petroleum Спенсер Дейл.
Под вопросом и судьба новых проектов. По данным Федеральной комиссии по регулированию энергетики, в США в данный момент строится пять линий по сжижению газа (Hackberry, Freeport, Corpus Christi, Sabine Pass и Elba Island) общей мощностью 57 миллионов тонн в год.
Одобрены проекты еще пяти линий (две в Lake Charles и по одной в Hackberry, Sabine Pass и Gulf of Mexico) на 60,3 миллиона тонн в год. Все эти проекты при нынешних ценовых тенденциях нерентабельны.
Новости партнеров
Все против всех
Неизбежное снижение цен на газ в Европе после запуска «СП-2» пугает не только американцев, но и их «главных европейских союзников» — поляков.
Осенью 2018-го польский газовый оператор PGNiG подписал два договора с американской компанией Cheniere Energy, а в середине июня этого года — дополнительный контракт на два миллиарда кубометров газа с терминала Plaquemines.
Польша рассчитывала перепродавать заокеанский СПГ странам ЕС и стать новым европейским газовым хабом. Однако после запуска «Северного потока — 2» вряд ли кто-то захочет покупать дорогущий газ из Америки вместо дешевого российского. Так что Варшаве придется торговать себе в убыток, утешаясь сознанием выполненного союзнического долга перед Вашингтоном.
Пытаясь избежать такого развития событий, Польша даже пригрозила Германии судебным иском, если Берлин не учтет польских интересов в проекте «Северный поток — 2». «Перед тем как любое послабление будет предоставлено этому газопроводу, немецкий регулятор должен учесть безопасность поставок и влияние на конкурентоспособность рынка соседних стран», — заявил президент польской государственной нефтегазовой компании PGNiG Петр Возняк.
«Если в Германии не проведут глубокий анализ влияния «Северного потока — 2″ на рынок и безопасность соседних стран, мы оставляем за собой право принять соответствующие правовые меры», — отметил Возняк, добавив, что «в случае с газопроводом OPAL отсутствие такого анализа вызвало четкий ответ с польской стороны».