Почему Кремль вдруг озаботился «не растущими» доходами населения
Минэкономразвития ухудшило экономический прогноз на будущий год и снизило оценку роста реальных располагаемых доходов россиян в 2019 году в десять раз — с 1 до 0,1 процента. Также понижена с 2 до 1,7 процента оценка роста ВВП, а прогноз по инфляции — с 3,8 до 3 процента. Об этом со ссылкой на материалы ведомства сообщает РБК.
Ранее в тот же день президент России Владимир Путин на совещании с кабинетом министров выразил неудовлетворенность тем, что реальные доходы россиян растут слишком медленно даже с учетом увеличения зарплат. Непонятно только почему президент говорил о росте доходов. Хоть и медленном. Никакого роста нет вообще, есть падение доходов и уже шестой год подряд.
Новости партнеров
«Инфляция постепенно приближается к целевому ориентиру, и сейчас она примерно 4,5% в годовом выражении. Но даже на этом фоне и с учетом увеличения зарплат в экономике реальные доходы людей растут медленно», —заявил Путин. Это, по его словам, «не может не вызывать беспокойство».
Глава государства также отметил неудовлетворительные темпы роста российской экономики и попросил правительство найти решение для более устойчивого и динамичного роста.
Президент также напомнил, что ВВП по итогам первого полугодия 2019 года вырос на 0,7 процента в годовом выражении, а промышленный рост за семь месяцев составил 2,6 процента. После этого он призвал принять меры для интенсификации роста экономики.
Сообщается, что на встрече присутствовали первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин, председатель Центробанка Эльвира Нибиуллина, помощник президента Андрей Белоусов и глава администрации Кремля Антон Вайно. В ходке совещания обсуждались ключевые факторы, влияющие на промышленный рост, и текущая ситуация в реальном секторе экономики.
По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию) во втором квартале 2019 года снизились в годовом исчислении на 0,2%, а по итогам первого полугодия — на 1,3%.
В статистическом ведомстве также сообщают, что ВВП во втором квартале текущего года вырос на 0,9% по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем. Первое полугодие показало рост экономики на 0,7%.
Позднее Минэкономразвития сообщило, что в июле рост ВВП ускорился до 1,7% в годовом выражении (с 0,8% в июне), а по итогам семи месяцев 2019 года этот показатель был зафиксирован на уровне 0,9%.
Новости партнеров
Напомним, что в мае РБК, со ссылкой на расчеты экономистов ВШЭ и РАНХиГС писал о том, что реальные располагаемые денежные доходы россиян продолжат падать и в этом году. По их мнению, на это влияют глобальные риски для российской экономики, такие, как падение цен на нефть и введение новых санкций против нашей страны.
Конечно, во всех этих данных и пессимистических прогнозах, особенно на фоне таких откровенно грабительских действий власти, как «пенсионная реформа» и повышение НДС, нет ничего удивительного. Но почему президент вдруг обеспокоился этим только сейчас? Ведь снижение реальных доходов отмечено не сегодня?
Сказывается реакция на рекордные снижения рейтингов власти? Кремль пытается сделать вид, что сохраняет ситуацию под контролем и продолжает заботиться о населении?
И почему на самом деле доходы населения не растут, несмотря на то, что инфляция постепенно приближается к целевому ориентиру?
— А почему целевые ориентиры правительства должны как-то связываться с доходами населения? — задается вопросом главный редактор портала ФОРУМ. Мск Анатолий Баранов.
— Правительство живет в своем мире, полагает, что рост или снижение целевого показателя на 0,3 процента как-то может ощущаться населением. У них вон рубль с начала года потерял процентов восемь к мировым валютам, и при нашей доле импорта во всем это куда сильней ощущается. Но они делают вид, что это их не касается. Вообще при отсутствии достоверной статистики я вообще не понимаю, что они там высчитывают, и главное — зачем? Можно подумать, у нас не правительство, а какое-то метеобюро, только прогнозирует не погоду, а инфляцию.
— Что вообще такое реальные доходы? Из чего складывается этот показатель? Как высчитывается?
— Я думаю, из нереальных. Если одно вранье помножить на другое, то получится третье. Вот недавно Путин говорил, со слов министерства, разумеется, что врачи у нас зарабатывают очень прилично, что-то 200 процентов от средней зарплаты в регионе. Потом он же, со слов уже другой структуры, сообщил, что зарплаты медиков ниже грязи, да и те выплачивают с задержкой. Хотя и то, и другое, мягко говоря, не соответствует действительности. И как из этого вывести какие-то «реальные» доходы? Признать, что показатели средних доходов — это чистое вранье, и существуют какие-то «реальные»? Это называется простым словом — заврались!
Новости партнеров
— Почему сейчас Путин говорит об этом? Что-то изменилось в его подходе к этому вопросу?
— Я думаю, что Путин давно уже должен был потерять интерес ко всему этому. Вы думаете, он знает, сколько стоит хлеб или кефир? Думаете, представляет себе, как прожить на 10−15 тысяч рублей, и что на это можно купить, и сколько это — много или мало? Ну а теперь прикиньте, что он говорит о прибавке в какие-то проценты к этой зарплате. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян во втором квартале 2019 года снизились в годовом исчислении на 0,2%, а по итогам первого полугодия — на 1,3%. Как, по-вашему, ситуация будет развиваться дальше? Почему? — Никак не может измениться эта ситуация, поскольку она оценивается по каким-то мифическим показателям. Вы не можете прожить на 10 тысяч рублей, но со второго полугодия вы не сможете прожить уже на 9 тысяч 970 рублей.
— Путин призвал исправлять ситуацию. Также он отметил неудовлетворительные темпы роста экономики страны, несмотря на положительную динамику ВВП за первое полугодие, заявив о необходимости сделать так, чтобы экономический рост был более устойчивым и более динамичным. Реально ли тут что-то сделать в нынешних условиях? Что, например?
—Если ВВП растет, а экономика страны падает, то значит это ВВП какой-то другой страны. У нас национальным богатством распоряжаются, грубо говоря, 100 семейств. Вот их ВВП растет. Условный Алекперов продал за рубеж нефти не на 100 миллионов, а на сто три. А мне-то что за дело до его миллионов? Мне с них даже запаха не перепадает. Мне даже с миллионов Роснефти ничего не перепадает, хотя она, строго говоря, принадлежит государству. Но государство не наделяет меня зарплатой, которая позволила бы мне жить нормально. Государство занято тем, что подсчитывает средние данные между доходами Миллера и доходами бабушки, которая торгует редиской с огорода. И получается, в общем, неплохо живут оба, и Миллер, и бабушка, потому что Миллеру принадлежит больше, чем целой армии бабушек, и делится все якобы «общее» богатство только в статистике, а на самом деле это совершенно непересекающиеся миры. Но ни Путин, ни Медведев не покупают редиску у подземного перехода, зато довольно часто могут видеть Миллера, Сечина, Алекперова, и, если судить по их общей упитанности, дела в экономике идут, в общем, неплохо.
— Реальные доходы — это доходы населения за вычетом обязательных взносов и платежей к реальной стоимости товаров и услуг, рассчитанные с учетом реальных цен на товары и услуги, —говорит политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Очевидно, что в России, где существует огромный теневой сектор экономики, а значительная часть работников получает «серые» зарплаты, реальные доходы проще высчитывать по расходам населения. К этому прибавляют показатели, отражающие динамику банковских накоплений и приблизительную оценку тех накоплений, которые граждане предпочитают держать дома, а также тех средств, которые они вывозят из страны (в том числе в ходе туристических поездок). Таким образом, вполне возможно, что уровень доходов населения несколько завышается (точнее говоря, несколько занижаются темпы их падения). Хотя вряд ли эта величина является значительной.
— Почему доходы населения не растут?
— Доходы не растут, поскольку увеличиваются коммунальные платежи, появляются налоги и снижается прибыль от предпринимательской деятельности у представителей малого бизнеса. Заработная плата практически не увеличивается, что подталкивает людей к экономии, снижает внутренний спрос, что еще больше снижает прибыль в сферах, связанных с розничной торговлей и оказанием бытовых услуг. Инфляция может быть вообще нулевой, а реальные доходы при этом будут падать, несмотря даже на некоторый рост заработной платы.
— Можно ли тут что-то сделать для исправления ситуации? Ну, Путин выразил неудовлетворенность, и что дальше?
— Для того, чтобы исправить ситуацию необходимо изменить экономическую политику, которая сейчас направлена на поддержку монополистов, а потому ведет к вытеснению и уничтожению малого и даже среднего бизнеса. Прежде всего, нужно ограничить доминирование сетей в розничной торговле. Необходимо также оказать государственную поддержку самозанятым, предоставив им на льготных условиях в лизинг оборудование, необходимое для их деятельности, и автотранспорт, который облегчил бы им поиск клиентов. Нужно принять меры для увеличения платежеспособного внутреннего спроса, в том числе благодаря повышению пенсий. Ничего подобного государственное руководство делать не собирается, поэтому, сколько бы его представители ни выражали недовольство, ситуация не изменится.
— Почему сейчас Путин говорит об этом? Прежняя динамика роста доходов устраивала? Или это реакция на снижение рейтингов власти? Кремль пытается сделать вид, что сохраняет ситуацию под контролем и продолжает заботиться о населении?
— Долгое время люди думали, что падение доходов носит временный характер, и вскоре они вновь начнут расти. Теперь эти надежды окончательно иссякли. Поэтому социологические исследования стали фиксировать быстрый рост массового недовольства. Власть пытается возродить в гражданах веру в скорые перемены к лучшему, но пока ей это не удается.
— Как, по-вашему, реально будет развиваться ситуация с доходами в обозримом будущем? Некоторые эксперты уверены, что реальные доходы россиян продолжат падать. По их мнению, сказываются глобальные риски для российской экономики, включая падение цен на нефть и введение новых санкций. Согласны вы с этим?
— Очевидно, что реальные доходы продолжат падать, поскольку власть ничего не делает (и не собирается) для того, чтобы переломить эту тенденцию. Но это связано, на мой взгляд, не столько с санкциями и мировыми ценами на нефть, они просто не позволяют власти получить средства для подачек малоимущим слоям населения и повышения за счет этого уровня реальных доходов, сколько с господством монополистов во всех сферах экономики, от нефтедобычи до сельского хозяйства, и беззащитностью российских трудящихся перед произволом работодателей. В результате те люди, которые неплохо зарабатывали, занимаясь малым бизнесом, вынуждены сворачивать свою деятельность. А подавляющее большинство российских трудящихся не могут бояться бороться за повышение заработной платы.