ГлавноеАналитикаСмертельное пике. Зачем военные летчики жертвовали собой

Смертельное пике. Зачем военные летчики жертвовали собой

Опубликовано

Горящий самолет, несколько километров до базы и готовность пожертвовать жизнью ради победы — ровно семьдесят лет назад, 5 августа 1939-го, в ходе боев на реке Халхин-Гол советский летчик Михаил Ююкин совершил первый в истории огненный таран. Поврежденный зенитным огнем бомбардировщик он направил прямо на скопление японских войск. В годы Великой Отечественной войны его подвиг не раз повторили другие советские летчики. О самых известных огненных и воздушных таранах — в материале РИА Новости.

Ударить собой

Новости партнеров

К 1932-му Япония создала на оккупированной китайской территории марионеточное государство Маньчжоу-го, где постоянно присутствовал военный контингент. С подачи Токио Маньчжоу-го потребовало от Монголии перенести границу на несколько десятков километров. Улан-Батор, ожидая военного вторжения, обратился за помощью к Москве. К границе стянули войска Красной армии.

Весной 1939-го, после многочисленных провокаций со стороны Японии, захвата пленных и перестрелок у реки Халхин-Гол начались полномасштабные боевые действия между СССР и Японией.

Война была краткосрочной, но кровопролитной. Бои велись не только на суше, но и в воздухе. Японские летчики численно превосходили советских и были гораздо опытнее. В первые несколько дней конфликта советская группировка потеряла пятнадцать самолетов, в то время как японцы — всего одну машину. Для выравнивания ситуации на фронт перебросили группу летчиков-асов, прошедших Испанию. Они обучали монгольских и молодых советских пилотов, разработали тактику боя, реорганизовали и улучшили систему наблюдения и связи.

Одним из молодых летчиков был Михаил Ююкин. Двадцатисемилетний батальонный комиссар 150-го скоростного бомбардировочного полка, окончил Сталинградское авиационное училище в 1936-м. Первый воздушный бой принял 22 мая 1939-го. Последний — 5 августа того же года.

В тот день Ююкин провел бомбардировку японских тылов в районе города Халун-Аршан. Выполнив боевую задачу, экипаж взял курс на базу, но бомбардировщик попал под зенитный огонь. Загорелся левый двигатель. Ююкин пытался сбить пламя маневром, однако машина стремительно теряла высоту. Стало ясно — до своих не дотянуть.

Ююкин приказал экипажу — штурману Александру Морковкину и стрелку-радисту Петру Разбойникову — прыгать с парашютом и направил горящую машину в скопление японских войск. Летчик до последнего момента контролировал бомбардировщик, чтобы нанести как можно больший урон противнику. Самолет протаранил колонну пехоты и боевой техники. Точных данных о потерях японцев нет, но очевидно, что это были десятки солдат.

Из экипажа выжил только штурман Морковкин. Приземлившись с парашютом, он через сутки вернулся в часть. Стрелок-радист Петр Разбойников погиб вместе с командиром. В августе 1939-го указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм и образцовое выполнение боевого задания Михаила Ююкина посмертно наградили орденом Ленина, членов экипажа Морковкина и Разбойникова — орденами Красного Знамени.

Новости партнеров

Герои большой войны

В Великую Отечественную огненный таран стал одним из символов героизма советских летчиков. Одним из первых подвиг совершил Николай Гастелло.

По официальной версии, 26 июня 1941-го группа бомбардировщиков ДБ-3ф вылетела на боевое задание — атаковать механизированные колонны немцев, наступающие на Минск. Бомбардировщики отбомбились по танкам и автоцистернам. Но самолет командира эскадрильи Николая Гастелло подбили из зенитки.

Он подал знак ведомому возвращаться на базу, а сам направил бомбардировщик на скопление гитлеровцев. Летчики пикировали и до самого столкновения с землей вели огонь по немецкой технике. Через месяц Николаю Гастелло присвоили звание Героя Советского Союза посмертно, остальных членов экипажа наградили орденами Отечественной войны I степени.

Примечательно, что долгое время огненный таран экипажа Гастелло считался первым. Однако это не так. И речь не только о подвиге Ююкина. В советско-финскую войну, в марте 1940-го, подбитый самолет направил на позиции финских войск Константин Орлов. А 22 июня 1941-го, в первый день Великой Отечественной, наземную цель протаранил командир звена 62-го штурмового авиаполка Петр Чиркин. Всего огненный таран совершили более двухсот экипажей боевых самолетов.

На другой вид тарана — воздушный — советские летчики шли еще чаще. Согласно исследованиям, за годы войны зафиксировано порядка шестисот таранов. Так действовали после того, как заканчивался боекомплект, а цель нужно было поразить любой ценой.

Последний довод

На Западе тараны не поощрялись — считались слишком рискованным и дорогим приемом воздушного боя. Один из известных таранов Второй мировой — подвиг американского летчика капитана Ричарда Флеминга. В битве при Мидуэе в 1942-м он направил поврежденный пикирующий бомбардировщик в корму японского тяжелого крейсера «Микума». Вокруг этого после войны было много споров, некоторые исследователи опровергали, что это был именно таран. Тем не менее Флеминг вошел в историю как первый американский таранщик. Награжден посмертно за выдающуюся храбрость и отвагу высшей военной наградой США — медалью Почета.

Новости партнеров

В Японии же создавались отряды пилотов-смертников. Камикадзе чествовали и почитали в японской армии, у них были свои знаки отличия — они носили особые пояса или повязки на голове. Камикадзе проходили специальный курс обучения.

Сегодня трудно представить, что кто-либо из пилотов пойдет на таран. У истребителей и бомбардировщиков для уничтожения вражеских самолетов и наземных целей есть множество систем ракетного, бомбового и пушечного вооружения. Но все же тараны случались и после Второй мировой.

В ноябре 1978-го капитан Геннадий Елисеев совершил первый в истории таран на сверхзвуковом самолете и ценой жизни уничтожил иранский самолет-разведчик, вторгшийся в воздушное пространство СССР. Нарушитель увернулся от ракет «воздух — воздух», пущенных Елисеевым. Авиационной пушкой летчик не воспользовался, так как, по одной из версий, ее заклинило. Тогда на скорости около полутора тысяч километров в час Елисеев врезался в машину противника.

Оба самолета рухнули на землю. Елисеев катапультироваться не успел, а иранские пилоты спустились с парашютами, но на земле их встретили пограничники.

В июле 1981-го летчик Валентин Куляпов на истребителе Су-15ТМ протаранил транспортный самолет CL-44, нарушивший государственную границу СССР. Из-за невозможности применить ракетное оружие Куляпов ударил корпусом самолета по правому стабилизатору CL-44. Летчик катапультировался и благополучно приземлился. Самолет нарушителей разбился вместе с экипажем.

ria.ru





«Орешник», разбор прилёта: какую баллистическую ракету испытала Россия

Концепция уникальной ударной системы была разработана еще в 1980-е В ночь на 21 ноября российские Вооруженные силы нанесли ракетный удар по Украине. Целью атаки стал...

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против...

«Орешником» Путин снова ответил так, как не ждал никто

То, что на удары ATACMS и Storm Shadow Россия не может не отреагировать, было понятно любому, кто хоть немного знаком с принципами конфликтологии государственного...

Читайте также

В Киеве прогремели взрывы

В Киеве прогремели взрывы, связанные с работой системы ПВО, сообщил начальник городской военной администрации...

Минобороны: ВСУ атаковали Брянскую область ракетами ATACMS

Вооруженные силы Украины минувшей ночью выпустили шесть ракет ATACMS по Брянской области, сообщило Минобороны. По...

Чем Трамп может угрожать России

План мирного завершения конфликта на Украине, представленный советниками Трампа, полон противоречий и совершенно неприемлем...