С начала 2019 г. платежи за ЖКХ в среднем увеличились на 4,46% – цифра содержится в распоряжении Правительства. Однако в реальности в тарифы на ЖКУ в субъектах установлены выше базового индекса. Отклонение как в меньшую, так и в большую сторону допускается законом, но региональные власти в подавляющем большинстве случаев выбирают последний вариант. В отдельных муниципалитетах чиновники уже разрешили индексацию на 121%. Опережающий рост аналитики связали с повышением НДС, текущий год – первый, в котором бенефициаром «коммунальной инфляции» стал федеральный бюджет.
Исследование о росте тарифов на ЖКУ в 2019 г. представили эксперты Института проблем естественных монополий. В текущем году значения индексов платы – речь о величине индексации, указанной в решении кабмина – за коммунальные услуги в среднем по стране впервые c 2015 г. существенно возросли: на 4,46% против 4,29% в 2018 г.
Новости партнеров
«Если рассмотреть среднее взвешенное базовое значение индекса за вторую половину 2019 г. (то есть без учета индексации на величину роста ставки НДС), то оно будет существенно ниже – лишь 2,71%. Таким образом, основным бенефициаром повышения индексов в 2019 г. становится федеральный бюджет, а не ресурсоснабжающие организации. Последние, напротив, вынуждены повышать эффективность своей деятельности, поскольку их выручка будет расти медленнее инфляции», – говорится в исследовании ИПЕМ.
«Коммуналка» становится все более тяжелой статьей расходов для россиян, так как индекс платы по-прежнему не соответствует динамике доходов населения. В текущем году коэффициент корреляции между индексами платы и приростом среднедушевой зарплаты в 16-17 гг. составил -0,14, а между индексами платы и приростом среднедушевых доходов населения за тот же период -0,01.
Индексы, установленные Правительством, не являются окончательными, власти регионов самостоятельно утверждают тарифы для муниципалитетов в коридоре возможных отклонений. На период 2019–2023 гг. допустимые отклонения установлены в размере базового значения на вторую половину 2019 г. То есть индекс платы может быть в два раза выше базового значения. Кроме того, глава региона по просьбе муниципальных властей может повышать индексы платы сверх значения, утверждённого Правительством, прямая ответственность за подобные решения отсутствует.
Фото: ИПЕМ
ИПЕМ проанализировал тарифы в 22 регионах с наибольшей численностью населения, в большинстве субъектов тарифы отклонялись от базовых в сторону повышения. В шести территориях из 22 тарифы равны базовым равны базовым, в трех регионах (Московская область, Алтайский край и Омская область) фактические индексы превышают базовые значения даже с учётом допустимого отклонения.
Дифференциация тарифов есть и в разрезе муниципалитетов. В Московской области базовое значение индекса составляет 3,6%, окончательное значение в городском поселении Софрино – 22%, а в Балашихе – 25,5%. Ещё более вопиющая ситуация сложилась в Алтайском крае, где при базовом значении индекса 2,4% окончательное значение в Кулундинском сельсовете оставило 101%, в Леньковском – 121,0%. При этом реальный рост тарифов может и не достигать столь экстремальных значений. Аналитики отмечают, что реальный рост тарифов может и не достигать экстремальных значений, однако нормативные акты позволяют повысить тарифы на такой процент.
Новости партнеров
С 1 января в теории тарифы должны были увеличиться на 1,7%, фактический рост отличался, причем, в обе стороны. В Красноярске в октябре 2018 г. была проведена дополнительная индексация тарифов на водоснабжение и водоотведение. С одной стороны, это позволило выдержать требование о январском росте тарифов на 1,7%. С другой стороны, если сравнивать средние значения тарифов во второй половине 2018 г. и первой половине 2019-го, окажется, что они возросли довольно сильно: на 8,8% по холодному водоснабжению и на 12,2% по водоотведению. В Ростове-на-Дону, напротив, прошло снижение (!) ставки за теплоноситель для горячего водоснабжения на 2% (и это с учётом повышения НДС), что позволило ограничить рост итогового тарифа уровнем 0,7%.
Фото: ИПЕМ
Анализ изменения тарифов за коммунальные услуги в 15 городах-миллионниках показал превышение базовых значений тарифов в семи городах. В Самаре и Красноярске превышены и значения индексов платы региональных властей для муниципалитетов.
«Что касается изменения совокупной платы за коммунальные услуги в 2019 г., то минимальный прирост платы (менее 4%) ожидается в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, максимальный (свыше 6%) – в Воронеже и Красноярске», – отмечено в исследовании.
Если рассматривать тарифы на ЖКУ с учетом «мусорной реформы», то темпы роста будут существенно выше. Лишь в Санкт-Петербурге прирост составит крайне низкие 3,1% – это было достигнуто благодаря отсрочке ввода платы за обращение с ТКО и массовому пересмотру тарифов в июне. Ещё в двух городах (Нижний Новгород, Пермь) – чуть ниже 5%. В Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Омске прирост платы составит 8,5–9%. Как следствие, темп прироста платы за ЖКУ превысит окончательные значения индексов платы за коммунальные услуги в 10 из 15 городов.
Фото: ИПЕМ
Новости партнеров
По расчетам ИПЕМ, минимальная нагрузка на бюджеты домохозяйств характерна для Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, за счёт высоких доходов населения жители этих городов тратят на оплату коммунальных услуг 7-9% своих доходов. Максимальна эта нагрузка – более 13% – в Волгограде, где уровень доходов не так высок, а газ, напротив, сравнительно дорогой. 11,9% своих доходов в счет платежей за ЖКУ отдают пермяки ( размер квитанции — порядка 6,8 тыс. руб.), 11,6% — жители Ростова-на-Дону (6,7 тыс. руб.).