Почему российские исполнители рвутся на сомнительный конкурс, где политики больше, чем песен?
Российский певец Сергей Лазарев занял третье место на международном песенном конкурсе «Евровидение-2019», финал которого завершился в Израиле. Представитель нашей страны выступил с песней Scream, написанной Филиппом Киркоровымв соавторстве с греческим композитором Димитрисом Контопулосом. Победителем «Евровидения-2019» стал голландец Дункан Лоуренс с песней Arcade. Второе место занял итальянец Mahmood с композицией Soldi.
После окончания финального выступления Лазарев заявил, что доволен собой и считает, что не подвел Родину. Он добавил: «По мнению моей команды, это было самое сильное выступление из всех за время присутствия здесь на „Евровидении“ — из всех репетиций, из всех полуфиналов. Я выступил лучше, чем на полуфинале. Мощнее, эмоциональнее, собраннее ещё. Конечно, волнение страшное и усталость страшная, потому что у нас было восемь шоу подряд».
Новости партнеров
По мнению Сергея, на его сравнительно скромном результате в Тель-Авиве сказалось сложившееся в мире сегодня предвзятое отношение к России. По его данным, зрители многих стран, например — Грузии, даже не захотели рассмотреть номер России. «Очень хочется посмотреть, как проголосовали в тех странах, где жюри нам давали 0 баллов», — сказал он.
Таким образом, объективность конкурса в очередной раз поставлена под сомнение. Что, видимо, можно считать пусть маленьким, но очередным скандалом вокруг «Евровидения». Но где «Евровидение» — там нынче непременно скандалы! В последние годы они стали уже чуть ли не обязательными на этом международном песенном конкурсе.
Еще до завершения 64-го по счету, того, что в третий раз прошел в Израиле, свое резкое слово сказали ортодоксальные евреи. Им не понравилось, видите ли, что главное действо — финал «сильнейшей двадцатки» — был назначен на субботу. То есть, — на день, в который иудеи ревностно соблюдают шабат. Работать их точки зрения в субботу — большой грех. А работой в этом государстве считается практически все то, что во многих других странах — отдых. Например, писать, играть в театре, петь. Пришлось израильскому министерству труда разработать проект особого разрешения на работу в субботу для персонала конкурса в количестве двух тысяч человек. Удовлетворились ли этим ортодоксы — история, как говорится, умалчивает.
Дальше — больше. Жители Тель-Авива, где проходило шоу, опубликовали в соцсетях фото желтых биотуалетов, установленных организаторами буквально впритык с памятником детям, погибшим в теракте 2001 года на дискотеке «Дольфи». «Мы проливали там слезы, а вы раскидываете теперь г…», — написали они, вызвав бурю сочувствия и возмущений у соотечественников. «И мы-таки должны терпеть это за свои же 42 млн. долларов?», — вопрошали у власти евреи. Как оказалось, именно в такую фантастическую сумму обошлось этой маленькой ближневосточной стране проведение давно вызывающего сомнения конкурса.
Стало быть, не только многие россияне не понимают, зачем вообще нужен нам «музыкальный конкурс» в котором зачастую нет самой музыки, зато полно грязной политики? К подобному выводу склоняется с каждым годом и все больше европейцев. В частности — норвежцы.
Ещё в 2017-м, когда конкурс проходил в Киеве, после исполнения украинской участницей песни о депортации крымских татар, известный норвежский политолог Бьорн Нистаде предложил россиянам написать «в ответку» песню про зверства сторонников Бандеры в годы Второй мировой войны. «Украинские фашисты — Бандера и его друзья — убивали поляков, евреев, представителей других этнических групп во время войны, — писал он. — По логике жюри, это тоже исторический факт, который случился давным-давно. Русские артисты вправе петь о зверствах Бандеры, потому что это тоже не политика. Я уверен, что в других европейских странах простые люди придерживаются такого же мнения».
А то, что ныне проходит конкурс в стране, фактически воюющей — случайность? Очередная эскалация ситуации в сектора Газа пришлась буквально на канун «большого сбора» участников и гостей «Евровидения-2019». Только усилиями ООН удалось остановить снова схватившихся друг с другом палестинцев и израильтян. Но ракетными ударами обе стороны успели «обменяться» аккурат к началу финала «Евровидения». Как и потерями в живой силе.
Новости партнеров
Сам конкурс в такой ситуации оказался далеко не на первом месте по вниманию к нему СМИ. А в тех авторитетных западных изданиях, кто по традиции ещё уделяет ему первые полосы, именно о песнях — почти ни слова. Зато много «вокруг и около». Скажем, британская Independent оценила сценическую одежду участников. Самыми странными были признаны костюмы братьев-славян — российских и украинских исполнителей (в конкурсной программе Украина не участвует из-за отказа сразу нескольких ее артистов. Однако вне конкурса выступил Андрей Данилко в заплесневевшем образе Верки Сердючки).
Что конкретно не понравилось британским журналистам в наряде нашего Сергея Лазарева, непонятно. Ничего вроде особенного. Или как раз поэтому и не понравилось?
То ли дело костюм представительницы Кипра Тамты. Она открывала первый полуфинал, поразив зрителей не столько песней и исполнением, сколько так называемым нарядом. Точнее — почти полным его отсутствием. 38-летняя мадам вышла на сцену в комплекте из латекса: пиджак и нечто вроде чулок (или сапог?) от ступней до ягодиц. В середине свистопляски (песней данный номер назвать сложно) подтанцовка решительно сорвала с киприотки и пиджак. Под которым открылось прозрачное боди. Зал взревел от восторга мужской его половины. Фигурка у Тампы, несмотря на возраст, действительно «ничего себе».
— Мне её фигура тоже понравилась, — сказал корреспонденту «Свободной Прессы» Михаил Боярский, народный артист РФ. — Одно непонятно, причем тут песенный конкурс? Выступала бы на дефиле… Глядя на неё, я поймал себя на мысли, что стал старым. А ведь хорошо помню ещё те времена, когда певцы выступали одетыми!
— Следите за «Евровидением», Михаил Сергеевич? Нравится оно вам?
— Не слежу. Разве что иногда, как вот нынче, лишь «перехвачу» взглядом, если доведется быть у телевизора. Не понимаю, в чем суть? Мало кто из исполнителей «идет» потом дальше, становится известным. По-моему, форменная профанация Западом эстрадного искусства. Или — его деградация.
Не политика, так эпатаж. А, в сущности, и то, и другое «в одном флаконе». Ещё не забыта некая Кончита Вудс, ставшая победительницей в 2016-м году. Не за песню, и не за исполнение — голос у сей участницы, равно как и музыкальность, по оценкам специалистов, весьма средний, — а за… смелость. Сия Кончита на самом деле Томас, при бороде и других мужских «достоинствах». Но в определенные дни он переодевался в женскую одежду, желая показать свою симпатию к трансвеститам. И таких «кончит с вариациями» каждый раз хоть отбавляй. По образному выражению Владимира Жириновского, «культура со слезами на глазах».
Не конкурс как таковой, а некий съезд приезжающих из разных стран людей, в той или иной степени причастных к сценическому действу. Нечто, имеющее некоторое отношение к современной музыке, и, частично, — к любительскому театру масок. Ярмарка тщеславия желающих «застолбить» за собой место на европейской эстраде. И тех, кто эту ярмарку спонсирует. Таково сегодня то, что зарождалось когда-то как песенный фестиваль, смотр талантов.
Новости партнеров
Тем более удивительно, как рвутся на «Евпрвидение» наши артисты. Ладно бы — только начинающие. Нет, и уже состоявшиеся, популярные. Даже Алла Пугачева не устояла в свое время, поехала на «Евровидение», будучи суперзнаменитой в своей стране. Вернулась домой, можно сказать, ни с чем — 15-е место… Кому нужны там красивые, сильные голоса, запоминающиеся мелодии, оригинальное исполнение?..
Тот же Сергей Лазарев, во второй раз поехавший на «Евровидение», не пожалел, говорят, собственных денег, чтобы оплатить некоторые необходимые расходы. Зачем это ему?
Но, может, у молодых россиян иное отношение к сему событию? Возраст в таких делах имеет, говорят, значение. Молодежь многое в современном искусстве воспринимает иначе, чем люди в возрасте «от 30 и старше». Поговорила о «Евровидении» с представителем петербургской музыкальной среды — Григорием Кононовым, 22 лет. Он как раз создает сейчас свой инструментальный ансамбль, следит за происходящим в мире музыки.
— Да, я в курсе, что в Тель-Авиве выступает россиянин Сергей Лазарев. И что он вышел в финал, — говорит Григорий. — Но само выступление не смотрел. Ни Лазарева, ни других участников. Мне «Евровидение» не слишком интересно. Этот конкурс, по-моему, больше политизированный, чем музыкальный. Искусства как такового там почти нет. Мне запомнился только один участник — Александр Рыбак (рожденный в Белоруссии, он живет в Норвегии и представлял эту страну на «Евровидении» в 2009 г. — авт.). Тем, в первую очередь, как играл на скрипке. Вот он зажигал — так зажигал!..
Ещё одна точка зрения — народной артистки СССР Эдиты Пьехи:
— Смотрела ли я нынешнее «Евровидение2019»? Совсем немного. Хотя поначалу настраивалась провести у телевизора весь конкурс, — сказала Эдита Станиславовна. — Но не выдержала и получаса. Скучно стало. Неинтересно. Некого слушать. Не на кого даже просто посмотреть. Костюмы у исполнителей какие-то вычурные, зачастую безвкусные. И сплошное безголосье…
— «Евровидение» считается конкурсом не исполнителей, а песен…
— Так ведь и песен нет. Один набор слов на довольно сомнительные мелодии. Знаете — почему? Некому стало сочинять. Мэтры один за другим уходят в мир иной. А «молодняк» не способен создать ничего интересного. Молодые и ранние привыкли везде — наскоком. Ни опыта жизни, ни знаний, ни умений. Вот и «выдают на гора» нечто невразумительное. Стремится к нолям, к сожалению.
— Этому конкурсу уже более шестидесяти лет. Представители нашей страны стали участвовать в нем с 1994-го. До этого выступали только в «своих», социалистических эстрадных состязаниях — в польском Сопоте, в болгарском «Золотом Орфее». Вам в свое время не хотелось попробовать себя на «большой» европейской эстраде?
— А я и пела на «большой» — в парижском зале «Олимпия», самом престижном, овеянном славой Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Жака Бреля… Меня пригласили на эту сцену первой из советских артистов! Не потребовалось никакого конкурса. Была замечена и без него. Вышла на сцену, запомнилась, понравилась. Вот главный критерий труда и таланта исполнителя.
А если таланта нет, то никакой конкурс не поможет. А «Евровидение»… Оно ничего не дает участникам. Ни профессионально, ни для ума, так сказать. Обычная «тусовка».