В высшей степени эффективно работает Россия в Венесуэле против попытки вторжения США через своих марионеток. Впервые с постсоветских времён мы действуем в подбрюшье Штатов — малыми средствами, точечно, и этого пока хватает для фиаско американцев. Гуайдо — местный клон Навального — изолирован и низведён со статуса параллельной власти к статусу мелкого бузетёра, осталось только его выгнать из страны.
Гегемон очередной раз опозорен в глазах мирового сообщества — «мягкая сила» уже не работает не только в России и в Сирии, но и на «заднем дворе». Остался только силовой вариант — вторжение. Но чужими руками не получается — Колумбия и другие сателлиты в Латинской Америке, радостно подвывавшие Штатам против Мадуро, отказываются умирать за американские интересы. А бросать в атаку бравых американских вояк Госдеп не спешит. Не в последнюю очередь из-за наличия военных советников России: никому не хочется сталкиваться с русскими, победившими ИГИЛ.
Новости партнеров
И вот глава Госдепа в бессилии едет в Сочи договариваться. О чём?
Представитель Госдепартамента США, рассказывая о предстоящей 14 мая поездке госсекретаря США Майкла Помпео в Сочи, ушел от прямого ответа на просьбу прокомментировать сведения о том, что старший директор по России Совета национальной безопасности Белого дома Фиона Хилл в ходе недавней рабочей поездки в Москву якобы обсуждала с принимающей стороной возможность размена, предусматривающего смягчение позиций США по Украине в обмен на аналогичные шаги России по Венесуэле.
Горячие сторонники Большой сделки обрадуются, могут сказать: да-да, давайте меняться, ведь такой выгодный вариант — ненужная далёкая страна на Малороссию. Но это было бы ошибкой. Во-первых, американцы если и такой обмен предложат, реально не пойдут на то, чтобы потерять Украину в качестве антироссийского соседа, потенциальное «пушечное мясо». Контроль над Киевом позволяет постоянно держать Россию в напряжении, чужими руками провоцировать нас на грани фола (как в случае с Керчью), а потому отказ от такого геополитического оружия возможен только, когда гегемон будет окончательно обессилен и бросит своих марионеток по всему миру.
Во-вторых, если мы позволим амерам завладеть крупнейшими запасами нефти, они быстро восстановят производственные мощности и выплеснут её на рынок, попытавшись взять реванш за ОПЕК+. Собственно, это и есть главная цель Госдепа на Венесуэле: обрушить цены на нефть, выбить их контроль со стороны России (Трамп постоянно требует от Саудовской Аравии сделать это, но тщетно). Наша важнейшая задача — не позволить этого, без контроля американцев за всей нефтью Штатам ещё сложнее удержать ускользающую гегемонию.
Ну и главное: Венесуэла — это прекрасная возможность перевести эпицентр борьбы против однополярного мира в регион, соседний с Штатами. Бой в Сирии практически выигран, украинский фронт находится в ожидании, а открытие нового фронта в Венесуэле — это не просто визуальное подтверждение того, что гегемон отступает, это совершенно другой расклад сил, сужение их ареала доминирования фактически к карибскому бассейну.
Венесуэлу надо продолжать поддерживать — так же грамотно, малыми силами, стратегическими советами, по линии спецслужб, политическими мерами, в крайнем случае полицейскими. Мадуро, мягко говоря, далеко не самый лучший лидер, но другого не проамериканского вроде бы пока нет, а любые обещания Гуайдо соблюдать российские интересы не стоят и гроша. В то же время понятно, что социально-экономические проблемы Венесуэлы необходимо решать как можно быстрее — и тут должен активнее действовать Китай, который в кои-то веки не отсиживается в кустах. Накормить людей и обеспечить их самым необходимым при существующих ресурсах Венесуэлы вполне можно, надо только навести элементарный порядок в управлении и предоставить продукцию в обмен на нефть.
Что же до Помпео в Сочи. Пусть прилетает, пусть предлагает. А если Лавров посчитает это хоть сколько-нибудь стоящим, то допустят к Путину. Определённая сделка возможна, почему нет? Скажем, за отказ США от поддержки Гуайдо отправить Януковича в Киев.