Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал единый план по достижению национальных целей развития России до 2024 года. Эти задачи были изложены президентом еще год назад в «майском указе», который определил девять главных направлений развития на ближайшие годы.
В документе, подписанном Медведевым, помимо прочего содержатся основные меры по ускорению экономики, обеспечению роста реальных доходов и пенсий, а также борьбе с бедностью. В плане, на отсутствие которого ранее указывал председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, прописаны меры для улучшения ситуации с реальными доходами населения и ростом пенсий. В частности:
Новости партнеров
— федеральный МРОТ будет ежегодно устанавливаться на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года, так что минимальная зарплата не должна быть ниже прожиточного минимума;
— зарплаты бюджетников (врачей, учителей и т. д.) должны будут поддерживаться на достигнутом уровне, то есть составлять 100% или 200% от среднерегионального трудового дохода в зависимости от категории. Зарплаты остальных работников бюджетной сферы должны ежегодно индексироваться;
— размер страховых пенсий по старости неработающим пенсионерам будут ежегодно повышаться выше уровня инфляции;
— нуждающимся гражданам должна оказываться социальная помощь для поддержания их потребительского спроса. Социальные выплаты также должны индексироваться.
По плану, в текущем году реальные располагаемые доходы населения вырастут только на 0,5% (что, впрочем, прогресс по сравнению с прошлым годом, когда по первоначальным оценкам доходы упали на 0,2%, а после пересчета — на те же 0,2% выросли). Зато уже с 2021 года темпы роста будут превышать 2%, и к 2024 году достигнут 2,4%. Напомним, что до сих пор реальные доходы падали пять лет подряд.
Кроме того, к 2024 году уровень бедности должен уменьшиться в два раза. Для этого необходимо снизить численность населения с доходами ниже прожиточного минимума до 6,6% от общего количества.
Предлагаются такие меры: предоставление семьям ежемесячных денежных выплат в связи с рождением детей; содействие занятости женщин, воспитывающих детей, а также создание дополнительных мест в яслях; расширение адресных мер поддержки с использованием информации системы соцобеспечения; организация учета бедных семей в регионах и утверждение для них спецпрограмм по выходу из бедности; определение с 2021 года новой потребительской корзины.
Новости партнеров
Впрочем, в правительстве признают, что эти меры не будут эффективными без стабильного экономического роста. Хотя в последние два года темпы роста ВВП «стабилизировались на уровне 1,5−2,5%» (если точнее, 1,5% в 2017 и 2,3% в 2018-м), для того, чтобы войти в пятерку крупнейших экономик мира, необходим рост выше 3%.
«Такие темпы роста будут достаточными для сокращения разрыва по объему ВВП по ППС [паритету покупательной способности] от Германии, занимающей пятое место в мире, и позволит сохранить положительный разрыв от Индонезии, находящейся на седьмой позиции», — считают в правительстве. При этом в текущем году ожидается рост лишь на 1,3−1,5%.
Несмотря на то, что этот план должен обеспечить выполнение указа президента, многие экономисты не видят в нем конкретики. Например, президент «Союза предпринимателей и арендаторов России», кандидат экономических наук Андрей Бунич считает, что с помощью общих фраз, изложенных в документе, снизить бедность и ускорить экономику точно не получится. В то же время, у властей в планах может быть совсем иной способ борьбы с бедностью, который формально поможет ее снизить, а в реальности загонит в нищету едва ли не половину страны.
— При продолжении нынешней политики и сохранении тех же кадров изложенные в плане цели не выполнимы. Они требуют радикальных мер, на которые никто не пойдет. Да их и некому предлагать и воплощать. Серьезные изменения, которые могли бы повлечь за собой реальное развитие и следующий за ним рост доходов, вовлеченность людей в экономическую активность, нельзя осуществить на основе тех подходов, которые заявлены правительством. Они рассчитаны совсем на другое.
— На что именно?
— На поддержание мифической макроэкономической стабильности, с которой носятся, как с писаной торбой, а также на выведение средств из страны через бюджетное правило и, как следствие, ограничение инвестиций, так как из других источников вложений у нас практически нет.
Без инвестиций не может быть развития. Но для того, чтобы их обеспечить и побудить людей заниматься бизнесом и вкладывать в экономику, требуются серьезные изменения, на которые нынешний кабинет не способен ни интеллектуально, ни по моральным качествам. Все эти планы рассчитаны на то, что до 2021 года еще многое может произойти, поменяться, и об этих обещаниях все забудут.
Напомню, что нам уже столько всего обещали в прошлом, что одним планом больше или меньше — это не так важно. Например, Стратегия-2020, которая утверждалась в 2011—2012 годах, предусматривала, что уже к 2020 году мы должны иметь среднюю заработную плату в 2700 долларов и по 30 метров комфортабельного жилья на человека. Видите сами, насколько это разошлось с реальностью. Нынешние обещания не настолько масштабны, но и они не выполнимы.
Новости партнеров
Поэтому лично я не вижу потенциала для реализации целей и задач этой программы развития до 2024 года. Зато вижу возможность для дальнейшей просадки экономики, благосостояния населения и падения потребления.
Тем не менее, есть другой способ «снижения бедности», над которым власти уже начали работу. Под красивыми словами о сокращении бедности протаскиваются очень своеобразные идеи. Это идея так называемой адресной помощи, против которой вроде бы трудно возражать. Но на самом деле под ней подразумевается совсем другое.
— Что именно?
— Недавно Дмитрий Медведев, говоря об адресной помощи, обронил фразу, что будут проверять не только доходы людей, но и расходы. Казалось бы, какие расходы можно проверять у бедолаг, которые живут ниже прожиточного минимума?
Но речь о четко сформулированной концепции, которая пришла из печально известного Комитета гражданских инициатив Кудрина. Она была озвучена Голиковой еще до назначения вице-премьером по социальным вопросам в 2018 году. Это идея заключается в том, что нужно вообще отказаться от прожиточного минимума и перейти к понятию «потребительского бюджета». Исходя из него, нужно адресно рассчитывать все пособия и таким образом ликвидировать бедность.
— В чем же здесь опасность?
— Все это подается под соусом того, что помощь должны получать только те, кто на самом деле беден. Поэтому пособия нужно выплачивать не по общим категориям, чтобы вместо автоматизма была адресность.
Подвох в том, что будут анализировать не только доходы, но расходы, а также наличие имущества. А это не только квартира, но и транспортное средство любого типа. Старенький автомобиль или лодка даже без мотора может являться доказательством «богатства» человека, из-за которого он не подпадает под категорию бедного. Подсобное хозяйство, домашний скот — все это тоже будет учитываться. Может, в перспективе сюда добавят и собак с кошками — мол, раз у человека есть средства их кормить, он не может считаться бедным.
Но на этом полет их фантазии не заканчивается. Они предлагают проверить доходы и имущество всех родственников человека, который нуждается в помощи. Хорошо, что пока не учитываются друзья и знакомые.
— И как все это будет анализироваться и подсчитываться?
— Для этого предполагается задействовать уже налаженный аппарат для контроля над разного рода самозанятыми, подключат Налоговую, Центральный банк, который будет проверять все транзакции и при их наличии также исключать людей из числа бедных. Разворачивается целая система. Будет работать огромное количество людей, отслеживающих все эти вещи.
Вся эта гигантская деятельность, естественно, будет очень затратна. Проверять транзакции самых бедных слоев населения глупо и потребует огромных вложений. Эффективность такой программы будет равна нулю, но при этом формально власти действительно смогут уменьшить число бедных. А оставшимся даже увеличить число пособий.
Как пример то же самое сделано в рамках прошлых (тоже не выполненных, кстати) майских указов в сфере образования и здравоохранения. Часть сотрудников была просто уволена, а остальным повысили зарплаты. Вот и теперь, потратив бешеные деньги и ничего не приобретя для бюджета, правительство сможет отчитаться к 2021 году о снижении числа бедных в два раза.
— То есть реального сокращения бедности не произойдет?
— Нет, и все это выглядит просто безобразно. У нас и так прожиточный минимум сильно занижен. Он принципиально отличается по количеству товаров и услуг от того, что понимается под прожиточным минимумом не только в развитых, но и в развивающихся странах. Но даже здесь власти пытаются манипулировать.
Кроме того, пока они будут заниматься этими манипуляциями, есть большой риск, что еще более 30% населения стремительно спустится по уровню потребления, возможности оплаты товаров и услуг и уровню жизни, в эту зону бедности. Расчеты подтверждают, что пока нынешние 13−14% будут таким методами сокращать, если не сказать уничтожать, к ним прибавятся еще эти 30%, и почти полстраны окажется в числе бедных. Средний класс будет превращаться в бедных, а бедные — в нищих.
Такая деятельность не конструктивна. Более правильная и очевидная мера — полное освобождение всех доходов ниже полутора-двух прожиточных минимумов от подоходного налога. Такая планка существует везде, и в США, и в Китае.
Во-первых, для этого не нужна дополнительная деятельность госаппарата, во-вторых, людям стало бы намного легче в плане нагрузки. Кроме того, такая норма действовала бы по заявительному принципу. Если ты живешь ниже какого-то уровня, тобой никто не интересуется, пока ты не начинаешь зарабатывать столько, что на тебя обращают внимание налоговые службы. Это решило бы и проблему самозанятых, и ряд других проблем.
Вместо этого власти будут искать, где люди зарабатывают что-то «лишнее». Не олигархов выявлять, которые выводят капитал, не правительство, которые выводит деньги на Запад, а бедолаг, которые как-то крутятся и зарабатывают копейки.
Я считаю эту линию вредительской и ущербной. Кроме очковтирательства здесь ничего нет. Это погоня за формальными цифрами при полном отсутствии содержательной деятельности.