Скандал на телешоу «Голос. Дети» показал поломку наших социальных лифтов и необходимость замены элиты
Шоу «Голос. Дети» смотрят не все. И всё-таки результаты очередного детского конкурса талантов грозят превратиться в главный скандал года, затмив и подвиги Кокорина с Мамаевым, и многое другое.
Победа с явными признаками принудительной накрутки дочери певицы Алсу (в свою очередь дочери мультимиллионера Ралифа Сафина) и представителя влиятельной бизнес-семьи Яна Абрамова взорвала и зрителей, и социальные сети. Про саму победоносную дочку недоброжелатели отзываются преимущественно «безголосая», про шоу — «Голос. Деньги». И дело, конечно, не в вокальных или артистических талантах юной Микеллы, независимо от их наличия или отсутствия. Обладай она даже невероятными данными, и в этом случае возмущение вряд ли было бы меньшим.
Новости партнеров
Обществу по нуворишскому хамству и невниманию было нанесено оскорбление, причём имеющее последствия, выходящие далеко за рамки теле-шоу-бизнеса. Гражданам России очень наглядно продемонстрировали, как работают, а точнее, не работают у нас в стране социальные лифты. Очень хорошо это сформулировал политолог Андрей Перла:
«Голос» — это инструмент снижения социального напряжения. Именно поэтому нельзя допускать участие в нём представителей богатых семей или детей уже признанных звёзд. Несправедливо, потому что им тоже хочется, за что всем можно, а им нельзя. Но недопустимо. Богатые — это те, кто раздаёт на этой ярмарке бесплатные плюшки. А себе не берут, даже самые вкусные раздают. Так надо, порядок такой.
Социальный лифт (или хотя бы его иллюзия) является стержнем любого общества. Общество стоит до тех пор, пока у большинства людей существует вера в то, что есть хотя бы самый мизерный, пусть чудесный, с помощью джинна из бутылки способ попасть наверх. Когда эта вера исчезает, когда большинство приходит к выводу, что «мы в этом обществе не нужны», оно рушится в результате революции, мятежа, смуты или просто коллапса под гнётом социальной апатии.
Не знаю уж, случайно или нет, но в последний год российские элитарии третьего эшелона начали с какой-то особенной яростью доказывать нам, что мы тут не нужны, и в конструкции современного российского общества нашим надеждам нет никакого места. Лифты вверх наглухо заблокированы даже тем, кто хоть чего-то добился, показывают, что их результаты ничего не стоят. «Папа, когда я вырасту, смогу стать маршалом?» — «Нет, у маршала уже есть собственный сын».
Проблема вылезла на поверхность, начиная со знаменитого заявления чиновницы Глацких, что «государство не просило вас рожать» (что особенно хорошо смотрелось в условиях приближающейся демографической катастрофы). Потом таких флажков становилось всё больше. Особенно впечатляющей была история, как на деньги фонда, который фактически был создан Турцией в память об убитом после Андрее Карлове, на солнечные пляжи отправились «особо одарённые» дети брянских чиновников.
И вот картина современного закрыто-нуворишского российского общества получила наглядную метафору в скандальных результатах детского конкурса. Вопросы возникли уже к составу участников финала. Смысл этих шоу в том, чтобы вызывать у зрителя — представителя большинства — подсознательное отождествление с участниками: я и дети мои — такие же и можем так же. «За победу в финале шоу «Голос. Дети» боролись Рената Таирова, Мариам Абделькадер, Валерий Кузаков, Роберт Багратян, Нино Чеснер, Максим Ержан, Михаил Григорян, Анастасия Сисаури и дочь певицы Алсу Микелла Абрамова». Валера? Откуда тут вообще взялся Валера?
Если организаторы конкурса хотели подчеркнуть многонациональность и проявить политкорректность, наверное, нужно было включить соображалку и знать, где остановиться, поскольку список немедленно стал мемом отнюдь не только в националистических пабликах. «Если ты родился русским, значит, ты лузер», — пошла писать губерния. Ещё хуже, если никакой политкорректности они не проявляли, а просто «это так работает».
Новости партнеров
Но это ещё было полбеды по сравнению с финальным скандалом. Та наглость, с которой «потомственную звезду», родительница которой сама вряд ли бы стала звездой без отцовских инвестиций, предъявили публике как результат конкурса, была настолько непристойной, что даже людям, которые вчера ещё не слышали об этом «Голосе», сегодня сорвало резьбу.
Послание, отправленное «Голосом», было прочитано так: «В нашем позолоченном мире для ваших быдлячих детей места нет и не будет. Всё занято нами, и ни одной щёлочки мы не оставим. Съедим все пирожные. Надуем и лопнем все шарики. И нам ещё орден «Золотое кольцо в нос» полагается».
Почему же не срабатывает инстинкт элементарного самосохранения? Ведь даже если у них всё в офшорах, то кормовая база-то всё равно здесь, и там ни сами эффективные менеджеры и звёзды эстрады, ни их высокоодарённые детки не нужны. Дело в том, что наша постсоветская элита исходно больна. Она от рождения принимает фантик за конфетку. Среди бизнесменов, политиков, даже министров и генералов царит смехотворный культ попсы. Эти люди искренне уверены, что высшее предназначение человека — стать «звездой эстрады» с нашитыми на одежду блёстками, и любые другие успехи в жизни есть только подготовка к этой ступени.
В ХХ веке Россия пережила практически тотальный геноцид национальной элиты. Выращивавшаяся столетиями боярская и дворянская аристократия, становившаяся рядом с нею разночинная элита образования и жизненных достижений пошли под нож в три года. Советская элита вождей была или нестабильной (до 1953 года ничего не стоило получить пулю в затылок), или полузасекреченной. И в этих условиях всевозможные артисты оказались сперва усилиями «сталинского Голливуда», а затем брежневского «Центрального телевидения» не просто самым заметным, как в США, а, по сути, единственным образцом публично признанного человека. Где-то рядом стояли разве что спортсмены.
Людмила Гурченко, Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев были бесконечно круче всевозможных никому не известных ракетных академиков, пыльных профессоров, таинственных генералов, безликих партократов. К тому же звёзды могли легально зарабатывать, и считалось, что они это делают благодаря «таланту», а не злокозненной частной собственности и проклятому буржуазному предпринимательству.
Для позднесоветских людей, а подавляющую часть элиты и по возрасту, и по психотипу составляют у нас и по сей день именно они, «звезда эстрады» является высшей формой существования, а потому из своих детей они лепят не политиков и бизнесменов, не учёных и профессионалов, а именно «звёзд», инвестируя иной раз целые состояния в их комариный писк.
И происходит авария на перекрёстке. С одной стороны, наше общество требует нормальной для развитых современных обществ структуры. Пусть себе существует тайное и недоступное элитное ядро, но на периферии социальные лифты должны работать. Нет у нас, простых людей, власти и миллионов, хоть петь и танцевать-то нашим детям дайте! С другой — элита, для которой деньги и власть — только средство выпустить деток плясать на эстраде, потому что это и есть их потолок мечтаний.
Общеполитические выводы из этой истории, в общем-то, понятны. Нам нужна серьёзная починка тех самых социальных лифтов: табор жадной и жуликоватой нечисти, который захватил места наверху, должен как минимум получить окорот, иначе они просто изгрызут всю конструкцию, что твои жуки-короеды, и она рухнет. Нам нужна замена элиты, причём не только в смысле персоналий, но и в смысле её социально-психологических и культурных качеств. Наверху нам нужна национальная аристократия, а не сообщество шулеров и танцовщиц.
Новости партнеров
Но конкретный совет, который можно дать прямо здесь и сейчас обычному человеку, возмущённому этой историей, довольно прост. Не учите детей петь и плясать. Учите их латыни. Пусть читают Цезаря и Цицерона на языке оригинала без словаря. Ценность этого знания нынешняя элитка вообще не постигает, а пройдёт не так много времени, и без знания, что Gallia est omnes divisa in partes tres, наверху делать будет нечего. Так что у ваших детей будут конкурентные преимущества. А эти пусть и дальше танцуют «Цыганочку».