ГлавноеАналитикаСамолет-убийца. Сколько тысяч пассажиров отправил на тот свет «Боинг-737»

Самолет-убийца. Сколько тысяч пассажиров отправил на тот свет «Боинг-737»

Опубликовано

«Умные» роботы, управляющие лайнером не оставляют пилотам шансов на спасение

Чиновник из Министерства транспорта Эфиопии Муса Йихейс официально заявил о том, что причины крушения авиалайнеров «Боинг» модели 737 МАХ 8 компании-перевозчика Ethiopian Airlines, разбившегося 10 марта в Эфиопии, а также подобная катастрофа, произошедшая 29 октября 2018 года в Индонезии с самолетом Lion Air, являются идентичными. Хотя в самой компании это отрицают.

Кстати, в конце прошлой недели СМИ сообщили о том, что компания «Боинг» в экстренном порядке разрабатывает обновленную версию программного обеспечения для системы улучшения характеристик маневрирования (MCAS), действующей в самолетах модели 737 МАХ. Последней каплей для такого спешного решения, скорей всего, и стало крушение самолетов модификации МАХ-8.

Новости партнеров

Между тем, в ходе расследования этих крушений уже стало известно о схожих причинах катастроф двух лайнеров: триммеры (хвостовые детали рулевого управления) обоих «Боингов» были зафиксированы в неестественном для полетного режима положении. Что же пошло не так во время полета? Когда специалисты разбирали причины предыдущей катастрофы, они тщательнейшим образом изучили записи с «черного ящика». И из расшифровки стало ясно, что пилоты более двадцати раз предотвращали сваливание лайнера в пике, которое спровоцировала сама система MCAS!

Выяснилось, в частности, что в тот раз эта автоматическая система получала неверные показания датчиков самолета и методично, раз за разом создавала в полете аварийные ситуации. Звучит невероятно и абсурдно, но в результате, экипаж на протяжении всего полета был вынужден бороться с системой улучшения характеристик маневрирования. «Тот факт, что летчики боролись с системой MCAS много раз, означает, что сценарий спасения был невероятным», — пояснил эксперт Дэвид Суси во время прошлогоднего «разбора полетов». В переводе на русский это означало: у пилотов просто не было шансов на спасение лайнера и экипажа. Эту информацию слово в слово подтвердил также и руководитель отделения по воздушным инцидентам Национального комитета по безопасности транспорта Индонезии Нуркахио Утомо. Исходя из расшифровок «черного ящика», «Боинг» то начинал падать (когда система неуклонно направляла его к земле), то резко набирал высоту (когда вмешивались пилоты). В итоге, победила автоматическая система MCAS, то есть робот. А все потому, что экипаж решил не отключать MCAS до отправления в рейс.

А вот пилоты «Боинга», летевшего за сутки до рокового полета, сочли за лучшее перестраховаться и отключили систему (правда, не сразу). А ведь, судя из последующего опроса командира воздушного судна и второго пилота, в тот раз в самом начале полета у экипажа возникли абсолютно аналогичные проблемы. Например, электроника лайнера начала выдавать череду ошибочных данных, в том числе, и неправильную скорость, которая отражалась на приборах в кабине корабля. Это вызвало самопроизвольное отклонение стабилизаторов судна, что привело к резонансной тряске. На трех километрах высоты лайнер на шестой минуте полета начал клевать носом. А это грозило сваливанию в крутое пике. Именно в этот момент пилоты и отключили MCAS. И все в тот раз завершилось благополучно.

У нас инцидент, произошедший 10 марта, самым подробным образом разбирали в Министерстве транспорта России. В частности, заместитель главы этого ведомства Александр Юрчик, выступая на Коллегии Росавиации 14 марта, заявил: «Намечается такая ярко видимая ситуация, что именно недостатки разработки и сертификации воздушного судна привели к тем двум катастрофам, которые произошли с новейшей моделью «Боинга».

На сегодняшний день, как известно, практически во всех странах мира уже запретили полеты «Боингов» модели 737 МАХ. И более 30 компаний-операторов отказались от их эксплуатации. Между тем, этот самолет уже заслуженно считают самым опасным в мире. Так, всего на март 2019 года с лайнерами «Боинг-737» произошло в общей сложности 465 серьезных авиационных инцидентов, из которых 211 привели к разрушениям (катастрофам) самолетов, приведших к гибели 5400 человек. Это в три с половиной раз больше числа жертв крушения «Титаника». Напомним, что «Боинг-737» является самым массовым коммерческим авиалайнером в мире. За 50 лет их произведено почти 10.000 штук. Более того, 737-й — долгожитель: лайнеры изготавливаются и поставляются компанией с 1968 года. И поколение МАКС — четвертое и самое новое.

Между тем, как сообщается в СМИ, семьи погибших уже начинают подавать коллективные иски к компании «Боинг». И какие суммы будут при этом фигурировать, пока неизвестно никому (процесс только-только набирает обороты). Возможно, иски составят сумму в миллиарды долларов. Ведь речь идет о жизнях по крайней мере сотен погибших людей. И в свете того, что между «Боингом» и его конкурентом, компанией Airbus, идет жесточайшая борьба за рынки сбыта, это не сулит изготовителю 737 МАХ ничего хорошего. О банкротстве, конечно, еще никто не заикается, но все же… Словом, будущее покажет.

svpressa.ru

Новости партнеров

Армия России готова выбить «курский козырь» из рук Зеленского

Как заявил президент России Владимир Путин, вооруженные силы РФ перешли через границу в Курской области и вклинились в территорию противника. Это не единственное важное...

Зеленский начал сжигать мосты с Америкой

Переговоры России и США в Эр-Рияде стали для Киева шоком. Дональд Трамп, комментируя итоги встречи, заявил о популярности Зеленского в 4% и необходимости провести...

Харьковский фронт: ВСУ, проспав удар на подступах к Купянску, обвинили Трампа — плохо влияет...

На востоке области ситуация покрыта густым «туманом войны» Украинское гауляйтерство Купянска заявило, что армия России подходит к самому городу и характеризует ситуацию как сложную для...

Читайте также

Самым смелым в Европе внезапно оказался Шольц

Европейское сопротивление политике президента США Дональда Трампа пытается возглавить канцлер ФРГ Олаф Шольц. В...

Не только Зеленский. Трамп раздал «черные метки»

Президент США демонстративно налаживает отношения с Россией и даже не пытается скрыть своего презрения...

Европа прошла три стадии принятия смерти за одни сутки

США хотят, чтобы события вокруг Украины развивались стремительно. Реакция главных функционеров Евросоюза на это...