Более половины граждан США считает, что Дональд Трамп вступил в сговор с Москвой, чтобы победить на выборах.
Как «было дело»? Летом 2016-го по заданию Кремля «русские хакеры» (да не простые, а правительственные) взломали чей-то сервер. Кстати, до сих пор неизвестно, чей. То ли Демократического национального комитета, то ли штаба Хиллари Клинтон. А неизвестно потому, что ФБР так и не получило отчета ни по одному из них. Какая разница, если и так понятно, что это сделали русские?!
Новости партнеров
В результате этой «беспрецедентной атаки на американскую демократию» в открытый доступ попала переписка партийного руководства и окружения Клинтон в ходе праймериз 2015–2016 гг. Выяснилось, что Демократический национальный комитет безбожно «затирал» в ходе внутрипартийного отбора кандидата Сандерса и всячески помогал кандидату Клинтон. Более того, мейнстримные СМИ согласовывали с членами штаба Хиллари большинство статей, посвященных ее кампании, и заранее передавали ей вопросы, которые будут заданы на предвыборных дебатах.
Какой следовало бы сделать вывод? Что Клинтон и все руководство Демпартии ни в грош не ставят внутрипартийную демократию, а медиа плевать хотели на собственную независимость и беспристрастность? Ничего подобного! Правильный вывод такой: коварные русские атаковали Америку. Целью их атаки было сделать президентом их агента Дональда Трампа. А Трамп вместе с его ближайшим окружением всячески помогал кремлевским кураторам, координируя с ними атаки на достойнейшую женщину и, если бы не Москва, неизбежную победительницу президентских выборов.
В ходе президентской гонки сотрудники штаба Трампа встречались с русскими оперативниками при подозрительных обстоятельствах. Прямо в помещении самого штаба! А кандидат Трамп призывал поладить с Россией и хвалил Владимира Путина. Считай, спалился!
Но некоторые несознательные граждане США, насмотревшись Fox News (даже не RT) и начитавшись Breitbart, стали задавать удивительно антиамериканские вопросы вроде: «А где доказательства?». Или: «А что незаконного во встречах с иностранными представителями?». Мол, Хиллари тоже много с кем встречалась в ходе кампании. Например, с Петром Порошенко. Она ему даже представила тех людей, что будут курировать «молодую европейскую демократию». А тот в ответ пообещал помочь с компроматом на Трампа. И, судя по расследованию издания Politico, не подкачал. Во всяком случае, дело Пола Манафорта наполовину построено на данных киевских товарищей.
Трамп ездил в Мексику и встречался там с президентом (теперь уже бывшим) Энрике Пенья Ньето. Но почему-то после этого его никто не назвал мексиканским агентом. Оба кандидата имели продолжительные беседы с египетским и израильским лидерами, но и тут никакого подозрения в сговоре не возникло. Да и вообще, если уж говорить о сговоре и иностранном вмешательстве, есть смысл обратить взор на Кей Стрит в Вашингтоне, где расположены офисы крупнейших лоббистских фирм. Столица США переполнена иностранными деньгами – израильскими, саудовскими, китайскими (заодно и тайваньскими), европейскими, латиноамериканскими и даже иранскими. По оценкам американских НКО, значительная часть этих денег используется или «в черную», или с грубейшими нарушениями законов о лоббизме.
В России очень часто говорят об имперских устремлениях Соединенных Штатов. Об их желании распространить свое влияние на весь мир и заставить всех плясать под свою дудку. В самой же Америке больше беспокоятся об иностранном влиянии на те решения (в том числе внешнеполитические), что принимаются в Вашингтоне. Специальные интересы других государств – это просто второе название политики «града на холме». Во всяком случае, именно этого больше всего опасаются граждане заокеанской сверхдержавы. После ядерной войны и роста налогов.
Расчет тех, кто сочинил «русское дело», был почти безошибочным. Если к сонму влияющих на политику Капитолия и Белого дома присоединятся еще и русские… Что ж, тогда жди беды. Первые сообщения (они родились в ходе совместного мозгового штурма руководства штаба Клинтон и менеджмента CNN) о «российском вмешательстве» не могли не вызвать у части американского общества леденящего душу ужаса. Тем более что Россией руководит «офицер КГБ»…
Новости партнеров
На президентских дебатах Хиллари назвала Трампа «русской марионеткой» и заявила: «Мы все здесь знаем, кто из нас является кандидатом Путина». Либеральные медиа аплодировали и ликовали. Сукиного сына наконец пригвоздили! Ему не отмыться. С ним покончено. Общенациональный рейтинг Дональда колебался в районе 45%. Опрос, проведенный с 9 августа по 1 сентября 2016 года газетой The Washington Post и интернет-агентством SurveyMonkey во всех 50-ти штатах, наглядно продемонстрировал, что у Трампа нет ни единого шанса стать президентом. У него попросту не будет необходимого количества выборщиков.
Но «что-то пошло не так». Выборы выиграл несистемный республиканец, а не «неизбежная Хиллари». Виновны, конечно же, были русские. Но как они это сделали? Версия о подлоге силами вездесущих русских шпионов была отвергнута практически сразу. Не потому, что она была фантастической, а потому, что грозила вызвать негодование местных властей.
И тогда в ход пошел аргумент о русских троллях, которые, прикидываясь американцами, настраивали граждан друг против друга и распространяли фейковые новости о Хиллари Клинтон и вообще о либералах. Неожиданные победы Трампа в Огайо, Пенсильвании, Мичигане и Висконсине стали объяснять работой «фабрик троллей». И хотя Республиканская партия была с этим объяснением несогласна, ей пришлось выбирать, кому верить — спецслужбам США или Дональду. Тот все еще сомневался в том, что Россия имеет какое-то отношение к компромату на Хиллари и протестному голосованию штатов Среднего Запада.
И у него были на то основания. Во-первых, разведсообщество объявило ему войну еще до выборов. Его штаб прослушивали под надуманными предлогами. В прессу была слита информация о якобы имеющейся в распоряжении российских спецслужб изобличающей его информации. ФБР еще летом 2016 года начало контрразведывательное расследование, главной целью которого был Трамп. Основано оно было исключительно, по-русски говоря, на подставах и провокациях. И правоохранители совершенно не спешили разбираться с этим заговором. Наоборот, они в нем участвовали.
Во-вторых, Джулиан Ассанж — человек, который выложил переписку демократов в сеть —утверждает, что его источником не была ни одна госструктура. Он напомнил о подозрительном убийстве сотрудника Демократического национального комитета Сета Рича через пару дней после обнародования писем Клинтон и ее соратников. Преступление списали на неудачное ограбление. Оно до сих пор не раскрыто. То есть никакого взлома могло и не быть. Мог иметь место обычный инсайд.
Наконец, в-третьих, начатое в мае 2017-го расследование спецпрокурора Роберта Мюллера почти за два года не выявило не только никакой связи штаба (и администрации) Трампа с «русскими оперативниками», но и вообще никаких указаний на то, что Кремль пытался вмешаться в выборы в США. В активе у Мюллера лишь одно обвинение в адрес тринадцати российских граждан и трех юрлиц, которые, по утверждению прокурора, организовали одну из американских «фабрик троллей».
Все остальные результаты работы группы спецпрокурора сводятся к обвинениям в коррупции и лжи следствию (в ходе самого следствия). То есть не было бы расследования «русского дела», не было бы и обвинений. Более того, «несознательные граждане» все больше стали узнавать о заговоре внутри ФБР, минюста, ЦРУ и госдепартамента с целью сначала не допустить Трампа до власти, а затем подвергнуть его импичменту по сфабрикованным обвинениям.
Если руководствоваться объективными соображениями, «русское дело» пора закрывать. И открывать расследование в отношении так называемого «глубинного государства» в США. Но теория о «сговоре» Трампа с Кремлем все еще имеет большой политический потенциал. По сути дела, она является главным аргументом глобальной элиты против западных популистов. Причем, не только американских.
Новости партнеров
Оказывается, избиратели этому аргументу продолжают верить. С мая 2017 года агентства Reuters и Ipsos совместно проводят регулярные опросы американцев об их отношении к «русскому делу». Последнее такое исследование завершилось 4 марта 2019-го. Самый удивительный его результат состоит в том, что мнение граждан США практически не изменилось за прошедшие два года.
53% респондентов полагают, что Трамп сотрудничал с русскими в ходе выборов. При этом лишь 32% американцев твердо уверены в том, что никакого «сговора» не было. То есть и среди избирателей Трампа есть люди, которые допускают (хотя и не уверены в этом), что «что-то такое» все-таки было. Любопытно, что это никак не влияет на их отношение к президенту. Рейтинг одобрения Трампа находится все на том же уровне — 40-45%.
Если только Роберт Мюллер не напишет в своем отчете чего-то сенсационного — например, что Трампа завербовал лично Путин или что Мюллер сам все выдумал, — то, судя по всему, американцы так и останутся при своем мнении.
А это означает переизбрание Трампа в 2020-м. Что же касается «русского дела», то оно воспринимается в США исключительно как политическое. В том смысле, что его невозможно решить ни в ходе расследования спецпрокурора, ни в суде присяжных, ни даже на слушаниях об импичменте в Конгрессе. Это очень надолго. Ведь и следующий «неправильный» президент обязательно окажется «нашим агентом» для одних и главным патриотом Америки для других. И все это понимают.
Рано или поздно о «доказательствах российского вмешательства» начнут вспоминать, как о пресловутой пробирке Колина Пауэлла. В 2003-м шел спор не только и не столько об иракском ОМП. Сейчас тоже идет спор не о «русских хакерах».
Американцы спорят о том, какая у них завтра будет элита. И каким будет мир лет через 20, после трансформации, симптомом, а отнюдь не инициатором которой стал Трамп. Спрогнозировать исход этого спора куда важнее, чем официальные результаты расследования Мюллера, выборов 2020 года и даже содержание следующего пакета санкций.