В среду президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию. Запад, разумеется, не остался в стороне и прокомментировал услышанное. Мнение о словах Путина высказали и эксперты, и чиновники, и СМИ. Как они восприняли заявления президента России в экономическом, военном и политическом плане?
В речи президента прозвучали установки, в первую очередь, по социальным вопросам — о пересчёте пенсий, ипотеке, поддержке многодетных семей и сокращении уровня бедности.
Новости партнеров
Вместе с тем на Запад были отправлены чёткие сигналы о позиции России по разоружению и необходимости избежать международной эскалации, основой которой может стать новая гонка вооружений. И это не говоря уже о том, что Путин анонсировал появление у нашей страны новой гиперзвуковой ракеты морского базирования.
Послание президента было воспринято в России как цельная речь, в которой аспекты экономики и социальной политики тесно переплелись с суверенитетом нашей страны, её глубокими традициями и необходимостью обеспечить сохранность того и другого при помощи повышения обороноспособности России.
На Западе же послание Путина не увидели столь цельным. Всё, что касалось обороноспособности и новой ракеты «Циркон», было воспринято, разумеется, в штыки. С осуждением в большинстве своём выступили чиновники Госдепа и другие западные правительственные шишки. И это понятно: их работа уже неразрывно связана с обвинениями в адрес России. Не скажи они этого, их бы не поняли. А возможно, вообще бы уволили.
Однако ряд СМИ и экспертов всё же попытались увязать экономические и социальные аспекты с военной мощью России и отметили, что эта связь в нашей стране не случайна. Что же сказали одни и как увидели послание президента России другие?
Между войной и здравым смыслом
Владимир Путин, выступая 20 февраля, сказал две вещи, на которые не могли не обратить внимания на Западе. Первое — это идущая по плану разработка гиперзвуковой ракеты «Циркон», которая будет иметь скорость в 9 махов и может быть запущена из пусковых установок морского базирования «Калибр». Второе — Путин заявил, что Россия в ответ на вооружение американскими ракетами Польши и Румынии будет готова дать «зеркальный, но ассиметричный ответ». Он будет состоять в том, чтобы российские вооружения дотягивались не только до мест пуска ракет в сторону России, но и до «центров принятия решений». Что это за центры и где они могут располагаться — Путин не уточнил.
Как пишет в четверг Wall Street Journal, речь Путина в западных правительственных кругах восприняли так, как должны были: это агрессия и воинственный выпад.
Новости партнеров
Пресс-секретарь Госдепартамента США Хизер Нойерт охарактеризовала слова российского лидера как «продолжение пропагандистских усилий России, направленных на то, чтобы избежать ответственности за действия России в нарушение Договора о РСМД».
«Система Aegis Ashore в Румынии и строящаяся система в Польше полностью соответствуют Договору о РСМД, что подтверждает НАТО. Они не способны запускать такие наступательные ракеты, как Tomahawk. Кроме того, мы не ведём аналогичную разработку новых систем доставки ядерного оружия», — приводит газета заявление Нойерт.
Её заявление, в принципе, можно считать эталонным. Именно эту позицию и в тех же выражениях мы вскоре услышим и от европейских чиновников разного ранга. И эта позиция конфронтации России и Путину лично не может не быть озвучена в качестве логического продолжения тех обвинений в адрес нашей страны, которые звучали неоднократно.
Вместе с тем Wall Street Journal приводит мнение исполнительного директора Ассоциации по контролю над вооружениями Дэрила Кимбалла, который услышал в речи Путина предложение снять противоречия.
По мнению этого известного на Западе эксперта, чиновникам стоит внимательно проанализировать слова президента России о готовности к открытому диалогу по ракетному и ядерному разоружению.
«Если Путин предлагает не развёртывать новые ядерные системы, и если США не развернут новые ракетные системы средней дальности, то это уже начало разговора», — сказал Кимбалл.
Он добавил, что России и США, по-видимому, нужно новое соглашение, которое должно быть заключено в принципиально новом формате — в виде договора уже не о вооружениях, а о разграничении их размещения.
«Это начало возможного соглашения о первоочередном развёртывании, которое может снизить риск новой гонки вооружений», — приводит газета мнение западного эксперта.
Новости партнеров
Директор проекта ядерной информации в Федерации американских учёных Ханс Кристенсен сказал, что к словам Путина следует относиться скептически. По его мнению, истинные возможности «Циркона» пока не подтверждены, а о характеристиках этой ракеты «ходит множество слухов, в том числе о силе боеголовки».
Британская The Guardian идёт ещё дальше.
«Россия может нацелить боеголовки на Вашингтон», — пишет издание. Оно утверждает, что наша страна якобы уже взяла на прицел своих баллистических ракет европейские столицы и крупные города в США, и когда Путин говорил о «центрах принятия решений», то он намекал именно на это. Словом, британская газета целиком идёт в русле той агрессивной позиции, которую ранее озвучивал и МИД королевства. Невозможно ведь не играть на чувствах читателей, преувеличивая слова Путина. Кстати, публикация снабжена характерной фотографией Путина — со «злым лицом».
И лишь в последнем абзаце The Guardian вспоминает, что, оказывается, Путин говорил ещё и об экономике. Впрочем, об этом британцев просто информируют, не давая никаких оценок.
В целом можно констатировать, что в части военных дел на Западе уже нет такой мощной реакции на послание Путина, как год назад. Это объясняется самим характером этой речи — призывом к открытому диалогу и концентрации усилий на внутренней экономической и социальной политике.
Про экономику всё-таки услышали
В этой связи примечательно мнение американского делового агентства Bloomberg. Оно выпустило в четверг, 21 февраля, сразу два материала о послании Путина Федеральному собранию. Обе статьи содержат экспертную оценку того, почему президент России сосредоточился на экономике и словно бы понизил градус военной напряжённости.
«Путин спокойно построил финансовую крепость, которая, как говорят правительственные чиновники и кремлёвские советники, защитит экономику от усиливающихся залпов и в то же время заставит США и их союзников гадать о военных возможностях и намерениях России, — пишет агентство.
«Это цель, к которой стремился Путин с тех пор как он пришёл к власти на рубеже тысячелетий, и эта проблема становится всё более актуальной с каждым новым кризисом в отношениях с Западом. Во время глобального кредитного кризиса десять лет назад основной фондовый индекс России потерял три четверти своей стоимости. Пять лет назад рубль упал вдвое по отношению к доллару после падения цен на нефть и введения санкций из-за Украины, что привело к самой продолжительной рецессии за президентство Путина», — напоминает Bloomberg.
Однако Путину удалось переломить ситуацию. Экономика России уже показывает некоторый рост, страна «зарабатывает больше рублей, чем расходует». Россия также стала одной из трёх стран в G20, которая добилась профицита бюджета в 2018 году, а её долговое бремя является самым низким в клубе.
Агентство приводит таблицу с данными МВФ. На первом месте по профициту бюджета в процентах ВВП идёт Южная Корея (2,3%), затем — Россия (1,6%), и следом Германия (1,5%).
Рейтинговое агентство Moody’s вслед за коллегами из S&P повысило кредитный рейтинг России до инвестиционного. По мнению Bloomberg, это означает, что «российская экономика стала достаточно пуленепробиваемой, чтобы проглотить возможное влияние дополнительных санкций».
Вместе с тем, по мнению агентства, послание Федеральному собранию показало недовольство Путина работой правительственных чиновников. Bloomberg услышало в речи Путина противоречия между его курсом и работой правительства.
«Обещания Путина сталкиваются с очевидным препятствием: улучшения, которых он добивается, сдерживаются репрессивной и коррумпированной системой правительства», — замечает агентство.
Из этого западные аналитики делают вывод о том, что политика жёсткой экономии, к которой прибегает правительство, «поглощает значительный запас политического капитала, который он (Путин) накопил за время своего пребывания в Кремле».
Вместе с тем Путин дал понять, что считает Россию находящейся в осаде, как со стороны западных финансовых центров, так и сил НАТО. Президент России отметил, что не допустит повторения той ошибки, которую совершил СССР, вставший на путь колоссальных расходов ради гонки вооружений, пишет Bloomberg.
«Михаил Горбачёв, последний советский лидер, накопил десятки миллиардов долларов долга для финансирования закупок продуктов питания и потребительских товаров. Путин методично урезал эти долги, и в конечном итоге почти все они были выплачены досрочно», — отмечает Bloomberg.
Таким образом, в глазах западных политиков, экспертов и аналитиков послание Владимира Путина Федеральному собранию оказалось не столь однозначным, как год назад. Тогда вся риторика Запада была сосредоточена лишь на «новых русских ракетах», а специалисты в большинстве своём не анализировали экономический аспект. Как и его связь с теми мерами в области обороноспособности России, которые предпринимает современная Россия.
Именно поэтому послание 20 февраля 2019 года стало знаковым. Путин уделил не так много времени вооружениям, а слов «Украина» или «Трамп» не произнёс и вовсе ни разу. Таким образом, президент России отреагировал на социальный запрос общества, обратив также внимание на ошибки кабинета министров в ряде ключевых направлений социальной политики.
Запад впервые имеет возможность посмотреть на позицию России глубже, чем военный анализ, и если подобные вопросы анализируются деловыми изданиями, значит, послание президента достигло одной из своих целей. Ну а жалобы Госдепа и британских СМИ мы оставим им самим, так как они уже давно живут не в той реальности, которая нас окружает на самом деле.