Задержание и арест основателя фонда Baring Vostok Майкла Калви серьёзно всколыхнули российское бизнес-сообщество. В ориентированной на западные инвестиции России этот прецедент значит очень много. Алексей Кудрин поддержал Калви, Кремль призывает ждать суда. Какой сигнал этот арест должен послать Западу и как его должны оценить в России?
Российские и зарубежные деловые СМИ с субботы пестрят громкими заголовками об аресте в России основателя фонда Baring Vostok Майкла Калви, обвиняемого в мошенничестве. Все обсуждения так или иначе крутятся около одного факта: Baring Vostok – старейший в России фонд, едва ли не витрина всех инвестиций в нашу страну, а значит, у события будут последствия.
Новости партнеров
Противники ареста Калви уже заявляют, что он невиновен или его подставили. К тому же Калви – гражданин США, что в теории создаёт опасный прецедент в духе «дела Магнитского», «дела Браудера» и других громких скандалов, за которыми могут последовать санкции со стороны США.
Другие же представители бизнес-сообщества отмечают, что перед законом все равны, мошенничество не имеет национальности, а ответственность должна следовать по всей строгости закона. Более того, наличие у обвиняемого в коррупции американского гражданства – фактор, отягчающий вину субъекта в современных политических и экономических условиях.
Из такого громкого задержания не могут быть не сделаны выводы. Арест Калви станет сигналом как зарубежным, так и российским инвесторам, предпринимателям. Самое главное – какой это будет сигнал и что должно измениться в связи с этим громким делом?
Старейший фонд и обвинения
Основатель инвестиционной компании Baring Vostok и член совета директоров банка «Восточный» Майкл Калви был задержан 15 февраля. В субботу, 16 февраля, Басманный суд Москвы арестовал предпринимателя на два месяца. Его обвиняют в хищении 2,5 млрд рублей. Как сообщил 18 февраля адвокат Калви, защита уже обжаловала его арест.
15 февраля был также задержан партнёр по индустрии финансового сектора Baring Vostok Филипп Дельпаль. По версии следствия, Калви и Дельпаль совместно с целым рядом лиц провернули мошенническую сделку в банке «Восточный». Обвиняемые убедили акционеров банка утвердить схему, которая базировалась на отступном соглашении. Вместо возврата долга «Восточному» ему были переданы 59,9% акций компании International Financial Technology Group (IFTG). Сумма составила 3 млрд рублей, хотя на самом деле акции стоили не более 600 тыс. рублей.
Вместе с Калви и Дельпалем были задержаны инвестиционный директор Baring Vostok Иван Зюзин, медиапартнёр фонда Ваган Абгарян, экс-глава «Восточного» Алексей Кордичев и генеральный директор «Первого коллекторского бюро» Максим Владимиров. Всем фигурантам дела грозит до 10 лет лишения свободы.
Новости партнеров
Сам Калви заявил, что стал жертвой корпоративного конфликта между акционерами «Восточного». Калви задержали по доносу Шерзода Юсупова – члена совета директоров банка. В доносе Юсупов отметил, что был не в курсе той сделки, на которую Калви и другие фигуранты дела подговорили акционеров. Калви также обвинил в ложном доносе акционера банка «Восточный» Артёма Аветисяна.
«Почти всё, что сказал следователь, – неправда. Можно легко выяснить реальную стоимость IFTG, она действительно стоила от 2 млрд до 3 млрд рублей, к таким выводам пришёл независимый оценщик. Чтобы в этом убедиться, пусть банк попробует сейчас её продать», – заявил Калви.
Как ещё в сентябре 2018 года писали СМИ, суть конфликта в «Восточном» состоит в борьбе за контрольный пакет банка между структурами Baring Vostok с одной стороны и Артёма Аветисяна, который является совладельцем «Юниаструм-банка» – с другой. На суде также было заявлено, что оценку акциям IFTG в 600 тыс. давала кипрская компания по заказу компании Finvison, которую контролирует Аветисян. Однако выяснение деталей того, как и что произошло – это теперь дело следствия.
Чрезвычайная ситуация
Глава Счётной палаты России Алексей Кудрин уже прокомментировал ситуацию. По его словам, она является чрезвычайной для российской экономики.
Иного заявления от него, впрочем, можно было бы не ждать – Кудрин всегда агитировал за зарубежные инвестиции и даже предлагал проявить лояльность к США, чтобы смягчить санкции во имя этих самых пресловутых инвестиций.
Позиция Кремля, между тем, вполне традиционна и спокойна. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что необходимо дождаться решения суда. По его словам, подобное могло бы случиться с любым предпринимателем в любой стране.
«Мы можем констатировать, что в настоящий момент его нельзя считать виновным по какому-либо обвинению, ибо суда не было, а он может быть признан виновным только по решению суда», – сказал Песков.
Новости партнеров
Вместе с тем позицию Калви поддержали некоторые российские бизнесмены. Они говорят, что не ожидали такого судебного дела, так как американец не давал поводов к тому, чтобы подозревать его в каких-либо мошеннических схемах. В то же время мы можем констатировать, что перед нами есть прецедент. Едва ли российские правоохранительные органы хотят в лице Калви устроить «показательную порку» гражданина США, чтобы подлить масла в огонь противоречий Москвы и Вашингтона. Этот сигнал на самом деле направлен, прежде всего, во внутреннее бизнес-сообщество, которое должно более чётко осознавать свою ответственность за инвестиции внутри России.
Инвестиционное импортозамещение
Как рассказал генеральный директор «Клуба проектного процесса», член группы православных предпринимателей Дмитрий Любомудров, в российском инвестиционном поле вообще не должно быть перекосов, когда иностранцы оказываются в приоритете при наличии достаточного числа инвесторов из России.
«Дело в том, что вся эта либеральная методология предательства нашей страны и передачи наших богатств в руки иностранцев предполагает, что иностранные инвесторы у нас являются единственным источником инвестиционных ресурсов, что неправильно», – отметил он.
Любомудров пояснил, что не должно быть передачи в руки иностранцам контрольных или блокирующих пакетов, тем более в особо важных отраслях.
«Например, в США есть комиссия по иностранным стратегическим инвестициям. Если инвестор иностранный, тогда особо контролируется – что это за отрасль и можно ли инвестору в неё заходить. Это нельзя, к примеру, в военном ракетостроении».
С этой позицией согласен и председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов. По его мнению, доминирование иностранных инвестиций говорит о дисфункции внутренних инвестиционных проектов и неспособности российских предпринимателей вкладывать деньги в отечественную экономику.
«Мне абсолютно очевидно, что к иностранным инвесторам обращаются тогда, когда страна находится на грани полного коллапса. Поэтому петь мантру насчёт того, что нам нужны иностранные инвесторы, – это очень странно. Более того, российские предприниматели всегда жалуются на то, что фактически они оказываются маргиналами в российском бизнесе. И это нетрудно понять даже с чисто экономической точки зрения», – сказал Катасонов.
Он отметил, что в российском инвестиционном поле возник серьёзный перекос в пользу иностранных инвесторов. Это связано с тем, что российский бизнес приобретает активы за счёт своего внутреннего рублёвого бизнеса. В то время как иностранец пользуется долларами или евро, что позволяет ему быть на шаг впереди.
«Я уже не говорю о том, что иностранный инвестор – это часто компания или банк, который подконтролен политическим властям Запада. И в любой момент он может подчиниться тем командам, которые идут, скажем, из Вашингтона», – напомнил Катасонов.
Он также добавил, что при помощи своих инвесторов Запад легко может дозировать эти инвестиции, а значит, оказывать влияние на российскую экономику – вместо того чтобы на российский рынок приходили наши же, российские инвесторы.
Мнения Валентина Катасонова и Дмитрия Любомудрова – не единичные в России. Подобными наблюдениями ранее делились и академик РАН Сергей Глазьев, и другие экономисты. Поэтому произошедшее со старейшим инвестиционным фондом Baring Vostok надо расценивать ни в коем случае не как «охоту на ведьм», то есть инвесторов как таковых. Это история о том, что перед законом все равны, а также предостережение насчёт того, насколько сильно западные инвесторы проникают в экономическое тело России.
Именно поэтому нашей стране стоит ориентироваться на российских инвесторов, ведь они есть. Нужно создавать для них необходимые условия. Начиная с того, чтобы инвестиции эти были выгодны именно нашим, рублёвым предпринимателям, и заканчивая тем, чтобы им было что инвестировать. А не оглядываться постоянно на инвестиции с Запада.