По опросам Левады-центра 41 процент молодых людей не связывает свое будущее с Россией. Пресс-секретарь Путина Песков, комментируя эту новость, не нашёл никаких оправдательных аргументов, сославшись на то, что мол методика опроса требует проверки. Ну, тоже позиция: не забивать себе голову неудобными ответами на глупые вопросы…
Я же недавно оказался на семинаре у приятеля – преподавателя МГУ, наладившего общение с его студентами на весьма дружеской ноге. Темой разговора было происходящее сегодня в нашей стране, и в свободной беседе оказалось удобным задать студентам и вопрос об эмиграции.
Новости партнеров
Результатов, полученных Левадой, тут не вышло – уехать из России хотели лишь примерно двое из десяти, а не четверо. Однако надо заметить, что решившие остаться мотивировали такой выбор не любовью к ЕР и Путину, а страхом неопределённости в чужих краях, нежеланием оставлять родных и друзей, незнанием языков.
Ответы потенциальных эмигрантов я записал почти дословно, вот они.
Валерий, 21 год: Хочу уехать, потому что не вижу будущего у страны. Такая Россия мне не нравится, потому что я не вижу никакой её уникальности. Вот была у нас когда-то коммунистическая идея, можно спорить, хорошая или плохая, но она отделяла нас от остального мира, делала особенными. А сейчас мы тоже капиталисты, как весь остальной мир, только какие-то чмошные. Что ни возьми, начиная от качества госуправления и кончая банальным производством жратвы, у нас хуже, чем в других странах.
Что в итоге получается? У нас капитализм, но только какой-то хреновый с безалаберными управленцами, всякими ворами. Ну и на фиг это терпеть? Если кому-то нужна тачка, он берёт сразу японца или немца, а не Жигули в надежде, что когда-то машина станет лучше. Не станет! Ты просто будешь гонять на ведре с гайками и проклинать свою жизнь.
Антон, 20 лет: Хочу уехать, потому что не вижу в России возможности развиваться. Да, здесь можно заниматься бизнесом, и я вижу реальные примеры по родителям своих друзей. Но меня на бизнес не тянет, я хотел бы работать от девяти до шести, получать стабильную зарплату. За большими деньгами не гонюсь, но хочу, чтобы меня ценили. Но тут-то и засада. У нас просто нет той самой социальной мобильности, в госструктурах (и не только) всё занято родственниками и детьми чиновников, крупных бизнесменов…
Рыба гниёт с головы, и куда ни пойдёшь, везде та же система, начиная от больших министерств, кончая просто муниципалитетами. Лучше жить в Германии или Бельгии и хотя бы понимать, что ты можешь там чего-то добиться…
Алиса, 24 года: Мне просто не близка ментальность России. Это не цивилизованная страна. Посмотрите, вот у нас есть депутат Слуцкий, про которого все знают, что он приставал к женщинам, но который всё ещё депутат. Есть недавний герой Горриг. Тоже домогался своих коллег и уволился только после какого-то разоблачения. И дело не в том, что не действуют законы, а в том, что общество в принципе не осуждает подобное. У нас женщина, если её изнасиловали, сама всегда во всём виновата. Почти каждая девушка знает случаи, когда жертва насилия скрывала сам факт, потом, что боялась, что её же обвинят. И не только в харрасменте дело, мы же на каких-то диких местах в мировых рейтингах и по дискриминации женщин с заработной платой, и с другими правами.
Новости партнеров
Иван, 20 лет: Я уже был за границей, жил два года в Австрии, учился там в школе, когда родители находились там по делам, и мне очень понравилось. Люди ничего не боятся, живут спокойно. Никто не собирает деньги для детей по СМС, ведь просто стыдно говорить гостям из других стран, что это такое и почему мы при бесплатной медицине должны этим заниматься. Нет у них такого воровства и такого пренебрежения к людям. А мне уже на рожи из расследований Навального и Милова смотреть надоело… Почему нами должны править эти люди? Мы же не в древнем Египте, я в рабы не записывался…
Но Пескову все это, разумеется, неинтересно. У него есть дочка, которая давно уехала на Запад, как и все дети наших солидных людей и руководителей. Бывает она здесь наездами, и чадолюбивому папаше поэтому гораздо интересней, как там его чаду в Париже, чем как этим «детям подземелья» в неродной ему России…
Ну не волнует ее жизнь наш высший класс, пребывающий здесь, как давно уже подмечено, вахтовым методом, словно нефтяники на Крайнем Севере, которым по ночам в балках снится их дом, семья, уют… Станет такой нефтяник обустраивать что-то вокруг своей времянки, вкладывать в это свой заработок? Нет, конечно; припасет все заработанное для дома, для семьи.
Видя и чувствуя все это, наша молодежь все в большей своей части тоже хочет переехать туда, где жизнь получше, поуютней, где живут «белые люди», а не наши «макарошники». Из села – в город, из городов – в Москву, из Москвы – за границу. И, разумеется, Песков все это понимает, наверняка примерно теми же словами говорит в своей семье – но не с трибуны же такое говорить! Могут лишить места в промысле, с которого живет вся его личная семья, далекая от местного подножного народа, как небо от земли