Сейчас мы наблюдаем удивительный феномен. Россияне в основной своей массе неуклонно, пятый год подряд, потихоньку беднеют и всё глубже залезают в долги и кредиты, что не может не вызывать недовольства – сначала глухого и осторожного, а затем вполне себе явного. Социология, кстати, чётко фиксирует этот процесс, предупреждая о снижении рейтингов одобрения правительства, парламента, а также и самого Владимира Путина. При этом российский бюджет раздувается от многомиллиардных дополнительных доходов, но – вот парадокс! – в отличие от прошлых лет, нынешняя власть вовсе не спешит гасить народный гнев деньгами. Напротив, почти показательно его игнорирует, выдвигая новые и новые фискальные инициативы, обременительные для кошельков россиян.
Почему?
Новости партнеров
Иррациональное объяснение этого феномена, самое первое приходящее в голову, заключается в том, что российская элита в новых условиях, сложившихся после Крыма, окончательно потеряла голову от безнаказанности. Поняв, что с этим народом можно всё, она торопится использовать открывшиеся возможности, совершенно не думая о последствиях.
Второе объяснение заключается в том, что как раз последствия операции Крымнаш нынешняя элита, напротив, представляет себе очень хорошо. И банально торопится набить карманы перед тем, как свалить на заранее подготовленные аэродромы, оставив взамен себя стрелочников. На это, кстати, намекает стремительное омоложение руководящих кадров, когда на министерские посты назначаются, по сути, мальчики без опыта работы и должных знаний, а реальные бенефициары уходят в тень.
И третья версия происходящего состоит в том, что российская власть готовится дать последний и решительный бой различным геополитическим конкурентам, для чего экстренно наращивает запасы прочности до уровней, многократно избыточных в мирное время. Возможно, Кремль боится новых западных санкций, которые могут ограничить доступ РФ к иностранному капиталу, а также других внешних потрясений, таких как замедление мировой экономики или спад на сырьевом рынке.
Оправдывая эти меры жесткой экономии, кремлёвский чиновник, который пожелал сохранить свое имя в тайне, сказал FT следующее: «Мы живём под чрезвычайно сильным прессом санкций и при беспрецедентном уровне неприятия и враждебности на международной арене». А некий высокопоставленный западный дипломат в Москве сообщил, что по его мнению, начинается период по-настоящему долгой, продолжительной осени в отношениях Россия–Запад. То есть, подготовка к худшему идёт с обеих сторон.
Может, и простым россиянам пора бы уже приготовиться?