Завершилась эпопея с отстранением Олега Дерипаски от контроля над РУСАЛом и руководства компанией. Кто победил?
США сняли санкции с компаний РУСАЛ и En+ — первый с 2014 года случай масштабного отката ранее введённых ограничений. Главное условие Минфина США выполнено: Олег Дерипаска контролирует менее 50% этих компаний, а большинство членов совета директоров никак с ним не связаны и, более того, отчасти назначаются Минфином США. Попытки Демократической партии США заблокировать снятие санкций привели лишь к отсрочке этого знаменательного события на десять дней.
Новости партнеров
Кто победил?
Первое впечатление — шантаж удался, Дерипаска и Россия проиграли. Ни о какой независимости России нет и речи. Элементарным экономическим давлением США с большей или меньшей лёгкостью добиваются своего. Им уже удалось заморозить конфликт в Донбассе, пробить бреши в продуктовом эмбарго, снизить биржевые котировки всех крупных российских компаний.
Но это верно лишь частично. Дерипаска, хоть и потерял определённую часть личного состояния, умудрился выйти сухим из воды и может считать себя моральным победителем. Журналисты либеральных The New York Times и The Washington Post, поддерживающих сейчас демократическую оппозицию в США, утверждают, что Дерипаска сумел сохранить контроль над РУСАЛом через семью своей экс-супруги и свой инвестиционный фонд. А из руководства UC Rusal и En+ он вышел ещё в феврале 2018 года, до начала действия санкций. Создаётся впечатление, что всё это время Олег Владимирович играл на опережение и, скорее всего, в полном согласии со своими американскими друзьями.
Чтобы продолжать эффективную защиту от обвинений в «русской помощи», Трампу очень нужно было нанести удар по каким-то значимым фигурам, которые на Западе ассоциируются с российской властью. Настя Рыбка и обвинения в адрес Дерипаски появились как никогда вовремя.
Десять лет под контролем
Забавно: ещё десять лет назад «УралБизнесКонсалтинг» писал, что «политика ОК РУСАЛ и Олега Дерипаски может привести к переходу крупнейшего в мире алюминиевого концерна под контроль иностранных банков и крушению алюминиевой промышленности на Урале». В то время речь шла о чрезмерной закредитованности структур Дерипаски перед Западом. Не без помощи государства тогда удалось вывернуться. А «крушить» алюминиевую промышленность никто, надо сказать, и не собирался. Пока алюминий нужен, его будут производить. Просто хорошо бы обходилось это подешевле, и производители были посговорчивее.
Только не государство
Новости партнеров
Тут, возможно, и таится ключ к одной из разгадок быстрой амнистии РУСАЛа. Шведский экономист Андерс Ослунд со свойственной северянам прямотой сказал об этом в интервью «Радио Свобода»:
«Я считаю, лучше, что частный человек, как Дерипаска, владеет предприятием, чем российское государство.»
Запад признал, что для него погрязший в интригах Дерипаска предпочтительнее Российской Федерации как хозяйствующего и защищающего свои права субъекта. Когда государство стало неуклюже помогать РУСАЛу наладить сбыт в России (чего стоит предложение разрешить продавать по ночам пиво, но только в жестяных банках), за океаном поняли, что Кремль при продолжении давления готов национализировать отрасль. А это будет уже совсем другая история, другой уровень противостояния и санкций.
Рост цен
Вторая разгадка ещё проще, вот её формулировка устами того же Ослунда:
«Цена на алюминий после объявления о санкциях повысилась на 30 процентов и на сырьё для алюминия — на 80 процентов. Это была полная дестабилизация рынка. По этой причине Министерство финансов США уже через неделю ввело более свободный режим для этих компаний.»
Да, если хочешь одним махом выбить из глобальной экономики десятки алюминиевых и глинозёмных заводов, надо очень тщательно просчитывать последствия.
Успех Дерипаски
Новости партнеров
Вот поэтому самым тревожным выводом, напрашивающимся после девятимесячной эпопеи с РУСАЛом, является непрофессионализм американских экономических властей. Люди, реально управляющие мировой экономикой, оказались не в состоянии рассчитать последствия ухода с мирового рынка алюминия крупнейшего поставщика. А ведь это должен уметь делать второкурсник самого задрипанного экономического колледжа в Вайоминге.
Американцев можно было бы уважать, если бы их решение о санкциях 2018 года было действительно политическим. Да, мы понимаем, что тоже понесём убытки, но этого монстра Дерипаску необходимо остановить любой ценой, США — нация воинов, мы готовы потерпеть лишения ради справедливости.
Как бы не так. Соединённым Штатам оказалось достаточно формального уменьшения доли Олега Владимировича и смены независимых членов совета директоров на ещё более независимых. Таким образом, Дерипаска сохранил фактический контроль над РУСАЛом и снял при этом ограничения с компании. То есть оказался умнее сотрудников американского Минфина, конгрессменов и сенаторов.
Взгляд в будущее
Из этого, в свою очередь, вытекают ещё два последствия, пока что более философских, чем практических.
Первое — США не в состоянии терпеть материальные убытки. При изменении глобальной конъюнктуры (а она никогда не бывает вечной) экономические санкции против этой страны будут чрезвычайно действенными.
Второе — один человек, как правило, эффективнее, чем группа людей, тем более разъединённых частными интересами. Это ещё раз ставит вопрос о структуре государственного управления в России и смысле — вернее, бессмысленности — повсеместных дорогостоящих выборов, вплоть до огромной Государственной думы с её бесконечным потоком противоречащих друг другу законов.
* * *
Что ж, формально все в выигрыше. Акции РУСАЛа растут. В российских СМИ появляются победные реляции о прорыве санкционной блокады. Американцы продемонстрировали миру «объективность» и «беспристрастность». Русский алюминий остался в ловких руках Олега Дерипаски, к которым присоединились американцы.