Грозненский суд постановил списать девять миллиардов рублей задолженности населения Чечни за газ. «А что, так можно?» – удивились в остальной России
17 января районный суд Грозного вынес резонансное решение – обязать «Газпром межрегионгаз Грозный» списать накопившуюся задолженность.
Новости партнеров
Ситуация получилась интересной. Не поставщик услуг подал в суд на неплательщиков, а прокуратура Чечни – на поставщика услуг. За то, что «Газпром межрегионгаз Грозный» не составлял документы, по которым можно было бы списать «нереальную к взысканию задолженность населения в установленном порядке», а пытался вернуть долги, рассылая соответствующие требования, несмотря на истечение некоего срока давности.
При этом тон постановления суда выглядит угрожающим: действия поставщика услуг «создавали в обществе социальную напряженность и могли повлечь протестные выступления населения». Хотя едва ли дочка «Газпрома» действовала в стиле коллекторов – в Чечне такие методы не поощряются. Просто рассылали по почте требования об оплате.
А задолженность действительно нереальная. Чечня, конечно, цветущая и быстро развивающаяся республика, но там всё же не более полутора миллионов населения. Получается, что в среднем каждый из них, от младенцев до глубоких стариков, накопил долгов за газ более чем на 6 тысяч рублей – это весьма ощутимые деньги, учитывая, что энергоресурсы в России, по меткому замечанию Анатолия Чубайса, весьма дёшевы.
Либо жители Чечни просто не считали нужным платить за газ, либо же не могли этого сделать из-за бедственного положения. И то, и другое вызывает вопросы к руководству республики.
При этом Рамзана Кадырова в бездействии не упрекнуть. В октябре 2018 года хозяин республики отстранил от должностей префектов четырёх районов Грозного – как раз за «формальный подход» к решению вопроса об оплате задолженностей за газ и электричество.
Судя по всему, товарищи Очаров, Истамулов, Исмаилов и Камаев недостаточно энергично противостояли «Газпром межрегионгазу»: «Нельзя ко всем применять один механизм воздействия», а префекты не выявляли тех, кто действительно не в состоянии погасить задолженность. Кадыров полагает, что местные руководители должны защищать население, а не содействовать исполнению требований поставщиков ресурсов. Видимо, уже тогда шёл активный поиск окончательного решения газового вопроса.
Следующим, надо полагать, станет списание долгов за электричество – 35% жителей Чечни имеют долги по этой статье. Вероятно, это самый высокий показатель по России.
Новости партнеров
В «Газпроме» пока не сообщили, собираются ли оспаривать решение Грозненского суда, действительно ли прошли все сроки выплат и что это за особые «обстоятельства, при которых эта задолженность образовалась» (слова Альви Каримова, пресс-секретаря Кадырова).
Встаёт вопрос: действительно ли прощение долгов укрепит финансовую дисциплину жителей мононациональной республики и стимулирует их вести себя впредь аккуратнее? Или, напротив, станет подтверждением особого положения Чечни в России? Ведь одновременно с вынесением решения по чеченским долгам в пяти тысячах километрах к востоку депутат читинской гордумы Екатерина Борисова предложила выключать на ночь свет в домах малоимущих, которые не платят по счетам, потому что у них нет денег. Депутат уже оправдалась «сарказмом» (и, судя по всему, она действительно неудачно съязвила), но денег-то действительно нет, а списывать долги пока, насколько нам известно, никто не собирается.
Кстати, годовой доход бюджета Читы – чуть более пяти миллиардов рублей.
Россия периодически прощает различные долги своим гражданам. Наиболее крупным стало списание в 2017 году долгов по налогам и страховым взносам индивидуальных предпринимателей – оно коснулось более чем миллиона неплательщиков из «спящих ИП», которые не могли закрыть свою деятельность из-за долгов, а долги при этом продолжали накапливаться, порочный круг.
Но не вызванное чрезвычайной ситуацией крупное прощение долгов по одной услуге ЖКХ одному региону происходит у нас впервые. Интересно, попробуют ли другие регионы воспользоваться чеченским прецедентом?
Большинство значимых нефте- и газодобывающих стран обеспечивают для своего населения тот или иной вид природной ренты. В России это устроено максимально сложным образом: доходы поступают в бюджет, откладываются в «заначки» фондов, и потом расходуются на социальную сферу. Не было бы нефти – для соответствующего уровня «социалки» пришлось бы сильно повышать налоги, до уровня, например, «социалистической» Швеции. Но похоже, наша схема больше не действует, нефтяной эффект до беднейших слоёв попросту не доходит.
А значит, учитывая кризис неплатежей от Чечни до Читы, в России должна быть принята небольшая бесплатная социальная норма подачи газа и электроэнергии – достаточная, скажем, для комфортного существования одинокого пенсионера.
Национальное достояние России должно служить всей нации, а не только людям, распределяющим ресурсы. Такая возможность у нас есть.
Новости партнеров
И тогда русские, чеченские и другие граждане России не будут сотнями тысяч попадать в унизительную категорию неплательщиков, ожидающих манны небесной от поставщика ресурсов и районного суда.