Со всех сторон доносится: США выводят свои войска из Сирии. Но действительно ли это так?
Событие произошло такое, что у половины политологов мира немножко разнесло сознание. Часть пребывает чуть ли не в победном настроении: Дональд Трамп отдал приказ войскам США покинуть Сирию, и они уже приступили к его выполнению!
«Мы долго воевали в Сирии. Я — президент уже почти два года, и мы по-настоящему подняли уровень боевых действий, и мы победили ИГ. Мы их побили, побили очень сильно, забрали обратно территорию, и пришло время нашим войскам вернуться домой», — заявил Трамп.
Новости партнеров
Ну, понятное дело – заявление звучит слишком смешно, чтобы отнестись к нему всерьёз. Кто побил запрещённую в России террористическую группировку, когда те же американские спецслужбы одних её командиров подкупали, чтобы те отошли куда-нибудь подальше с нефтяных полей Заевфратья, а других эвакуировали, когда курды совсем уж нацелились взять Ракку? Как так побили, когда все последние дни за Евфратом игиловцы старательно бьют курдов и проамериканских ополченцев, даже отбирая деревни и нефтяные вышки? Какую территорию забрали обратно, когда просто не позволили сирийским войскам дочистить уже разбитые банды за тем же Евфратом?
Ладно, это, понятно, для внутреннего, американского потребления. Но французы уходят из Сирии тоже! Ну, а раз так, то мы, говорят «победоносцы», находимся перед близкой перспективой большой геополитической победы России! Потому что Америка, осознав, что в нашем присутствии в Сирии ловить нечего, решили смириться с поражением.
Американцы? С поражением? Смириться?
«Скептики»
Хорошо, на предмет недоверия к «пиндосам» есть целый сонм скептиков. Мнения их тоже довольно традиционные. Первое – речь идёт о 60-100 днях эвакуации. За это время может случиться много всякого, что позволит Белому дому с достоинством отказаться от нынешнего решения. Второе – администрация, военные «поправят» своего президента.
Вон уже и группа сенаторов обратилась к Трампу с просьбой отменить решение о выводе войск из Сирии. Потому что а) «остатки ИГИЛ в Сирии, безусловно, возобновят и усилят свои действия в регионе», б) «вывод наших войск может вдохновить Башара Асада на дальнейшие действия по укреплению его власти», в) «любой признак слабости, воспринимаемый Ираном или Россией, приведёт лишь к увеличению их присутствия в регионе и снижению доверия наших партнёров и союзников».
Кто-нибудь считает, что Трамп хочет укрепления власти Асада или увеличения присутствия России в регионе? Ну, разумеется, вывод войск США из Сирии неизбежно приведёт именно к этим последствиям, а значит, президент этой страны – любой президент – может пойти на такой шаг только в том случае, если политические и геополитические издержки от этого решения будут меньше, нежели издержки от сохранения нынешнего статус-кво.
Новости партнеров
«Геополитики»
Вот на эту тему размышляют многие достаточно глубокие и достаточно часто до сих пор доказывавшие свою компетентность аналитики. В общем, их можно отнести к когорте «геополитиков». По крайней мере, они пытаются рассматривать ситуацию в комплексе, в её планетарных связях и следствиях.
Исходят аналитики в целом из того же тезиса: перекроить карту Ближнего Востока у американцев не вышло. Как не смогли они свергнуть Асада и привести к власти в Сирии подконтрольных Вашингтону «умеренных» исламистов, подпираемых для вящей их лояльности подконтрольными Вашингтону же «неумеренными» исламистами из ИГ. Афганский сценарий, ливийский, йеменский. Разумному человеку – а Трампа к глупцам не отнесёшь – понятно, что американские провалы при управлении этой схемой не являются случайностями, а очевиден системный, органический порок. И Трамп как бизнесмен (и этот довод повторяется регулярно) вполне может захотеть обменять очевидный пассив в Сирии на актив, например, в Турции. А вернее – одновременно в Турции, Саудовской Аравии и Израиле.
Как это должно выглядеть? Достаточно просто. У турок есть роскошная возможность и дальше гнобить своих конкурентов саудитов после эпического провала тех с убийством в Турции своего журналиста – он же член одного из самых элитных семейств в стране. Это, с одной стороны, удобно Вашингтону – любой геополитической силе удобно ослабление не только своих противников, но и союзников, но с другой — несёт и слишком большие риски. Слишком ослабленные Сауды несут ослабление и по всему Ближнему Востоку – ибо немало там их союзников, по которым пойдёт волна падений косточек домино. А главное, ослабленная Саудовская Аравия несёт ослабление и Израиля, потому что еврейское государство уже давно не в состоянии одно удерживать свою безопасность вопреки всем арабским соседям. А потому оно воздействует на них в нужном себе направлении с помощью «мягкой силы» Эр-Рияда.
Таким образом, Турция в её нынешнем состоянии тактического союза с Россией да с компроматом на американского союзника в руках ослабляет всю проамериканскую геополитическую конфигурацию на Ближнем Востоке. И вариант остаётся один: хотя бы сохранять свои войска в регионе, цепляясь за союз с курдами, с иракцами, с евреями, с катарцами, с саудитами. В общем, со всеми, замыкая их хотя бы на себя, раз они так страшно разомкнуты друг от друга.
Но Трамп войска намерился выводить! Нелогично. И опасно.
Зачем же он об этом объявляет?
«Эксперты»
Новости партнеров
Ответ на этот вопрос есть у той части «геополитиков», которая относительно разбирается в хитросплетениях ближневосточного серпентария. Назовём их «экспертами», хотя нынешнюю ситуацию прокомментировали такие знатоки региона академического и даже государственного уровня, что кавычки тут не подходят категорически.
Общий смысл того, о чём они говорят, исходит всё от той же ситуации, связанной с Турцией. Что нужно Вашингтону от турок, чтобы ликвидировать весь тот негатив, который они ныне для него творят? Две вещи: отвадить их от России и наладить вновь их взаимодействие с нужными США режимами. Что для этого Вашингтон может сделать для турок? Дать им больше, нежели даёт Москва. И дать им вообще то, что они хотят.
А у Вашингтона как раз и затерялись было два козыря в рукаве. Первый – враг президента Эрдогана проповедник Гюлен, которого Эрдоган требует от Америки выдать как автора попытки государственного переворота. Второй – курды, которых в Сирии хочет выкурить от своей границы Эрдоган, и которые – какое милое совпадение! – находятся в Сирии под опекой… военных и спецслужб США.
При этом Эрдоган как раз недавно разнуздался до такой степени, что в присутствии американцев на курдских позициях заявил о своей решимости очистить оные позиции от курдов, несмотря ни на что и ни на кого. И это не тот случай, когда «съесть-то он съесть, да хто ж ему дасть?». Эрдоган воюет с террористами, а если под пули-снаряды лезут вместо них хорошие американские парни, то это проблема не Эрдогана, а Трампа. Это если он своих парней захочет защитить. Или самих этих парней, если их президент их бросит.
Но бросит ли? Не удобнее ли их вывести? От греха. От Эрдогана, и от безумия всей этой ситуации, когда союзники по НАТО должны будут стрелять друг в друга из-за каких-то курдов…
Так значит, выведет Трамп войска?
Это – вряд ли. И вот почему.
Во-первых, президент США не уточнял, в каком объёме войска США будут выводиться из Сирии. Из каких регионов. Какие именно. Куда.
А здесь ведь масса вариантов! У США есть база в районе Ат-Танфа. Это на юге Сирии, на границе с Иорданией. Ничего не слышно было о разрыве американо-иорданского союза. Как и американо-английского. А между тем база эта формально и считается общей для этих союзников.
Это один пример.
Второй: американцы выведут (возможно) подразделения из той самой курдской Рожавы, где они помогают курдам якобы давить ИГ на восточном берегу Евфрата. Но курды – разные. И с конкретным врагом турок – ополчением YPG – американцы могут действительно разойтись. Подразделениями. Но – оставить своих «советников» при вооружённых силах курдско-арабской коалиции «Силы демократической Сирии» (СДС). И пусть курды уже назвали решение Трампа ударом кинжала в спину, но все они против реальности не попрут. А значит, разумные предпочтут спрятать свою курдскую идентичность под покрывалом СДС. А с этими Турция не воюет.
Пример третий. Из 18 своих баз в Сирии американцы могут вывести всё регулярное – авиацию, прежде всего. Например, в Ирак, Катар. А то и в ту же Турцию, если нынешняя комбинация вновь замирит Анкару и Вашингтон. Выведены войска? А то! А про силы специальных операций президент что-нибудь говорил? Нет. Вот то-то и оно…
Наконец, президент Трамп ничего не говорил о выводе войск своих союзников. И об этом напомнил один из ведущих в России экспертов (тех самых, настоящих, без кавычек) по Сирии, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов:
«Надо иметь в виду, что на протяжении всей истории действий Соединённых Штатов — и на Ближнем Востоке, и в других районах — не было такого прецедента, чтобы США вот так просто уходили из региона, в котором они проводили свою экспансию. Я считаю, что то же самое мы увидим и в Сирии.»
По словам эксперта, вывод американских военных будет неполным — по последним данным, в Сирии остаются те из них, которые будут осуществлять со своими союзниками действия в Сирии. А союзники Соединённых Штатов — это не только курдские вооружённые формирования, но, в общем-то, и турецкие военные. Пусть между собою они и противники.
К тому же такие заявления Трампа, по мнению Долгова, как раз и связаны с намерением Турции начать военную операцию в Сирии против курдских вооружённых формирований. Эта операция будет проходить как раз на тех территориях, откуда будут выходить американские военные.
«Так что, да, на заявление Трампа необходимо обратить серьёзное внимание, — сделал вывод эксперт. — Думаю, какая-то часть американских военнослужащих будет выведена. Но это нисколько не означает, что США уйдут из Сирии, оставят её в покое и не будут претендовать на роль вершителя судеб и Сирии, и Ближнего Востока. Думаю, США останутся в ключевых военных мини-базах, которые они создали на территории Сирии. Только теперь, возможно, эти районы будут под контролем уже турецких военных, а не курдских вооружённых формирований. То есть под контролем опять же американских союзников».
Похоже, в этом суть заявлений Трампа – уходя, остаться.