Где Украина будет доставать уран, если в Киеве решат создать атомную бомбу
Киев способен производить собственное ядерное оружие — как атомные бомбы, так и ядерные боеголовки для ракет. Украина имеет для этого интеллектуальные, организационные и финансовые возможности. Об этом 8 декабря заявил экс-представитель миссии Украины при НАТО генерал-майор Петр Гаращук.
Генерал напомнил, что в экс-Днепропетровске находится КБ «Южное» — завод по выпуску межконтинентальных баллистических ракет. В СССР на этом предприятии производились МБР «Сатана». Кроме того, Гаращук заверил: если Украина создаст ядерное оружие, ей в нынешних условиях не стоит бояться международных санкций.
Новости партнеров
Напомним: за статус нейтрального внеблокового государства украинские граждане проголосовали на референдуме в декабре 1991 года. В тот момент Украина добровольно отказалась от ядерного оружия и передала его России. В 1994 году был подписан Будапештский меморандум, согласно которому Украина получила гарантии безопасности как нейтральное безъядерное государство. Гарантами выступили ведущие страны мира — Россия, Китай и США.
Казалось бы, в вопросе о ядерном статусе «незалежной» расставлены все точки над «i». Тем не менее, о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в Киеве заговорили сразу после госпереворота 2014 года. Сначала с такой инициативой выступили депутаты из партии «Удар», вслед за ними — их коллеги из неонацистской «Свободы». В результате, соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение Верховной Рады. «Мы недостаточно большое государство, чтобы противостоять таким агрессорам, как РФ. Ядерное оружие заставит считаться с нами», — говорилось в пояснительной записке к проекту закона.
В сентябре 2014-го на саммите НАТО в Уэльсе тогдашний министр обороны Украины Валерий Гелетей прямо заявил, что Киев готов вернуться к вопросу о восстановлении ядерного статуса. «Мы будем вынуждены вернуться к созданию ядерного оружия, которое защитит от России», — сказал Гелетей.
Летом 2015 года в Сеть попал любопытный документ за подписью тогдашнего главы администрации канцлера ФРГ Петера Альтмайера. Бумага была якобы адресована американскому генералу Филипу Бридлаву — на тот момент верховному главнокомандующему Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. В ней отмечалось, что, по данным разведки ФРГ, Киев якобы возобновил исследования в сфере разработки ядерного вооружения.
«Фактическое намерение Киева нарушить статус неядерного государства вызывает серьезные опасения. Тем не менее, возможность получения Киевом ядерной бомбы может стать серьезным рычагом влияния на Москву. В связи с этим мы считаем целесообразным оказать максимальное давление на правительство Украины, и принудить его предоставить специальным службам Германии и США доступ на все исследовательские объекты с целью обеспечения их охраны», — говорилось в сообщении.
Подлинность его так осталась открытым вопросом. Но эксперты обращали внимание на правдоподобные детали. Прежде всего, на подпись Альтмайера — ранее он возглавлял Министерство по ядерной безопасности Германии, и активно курировал данную проблематику в Европе. Кроме того, бесспорным было желание самой Украины войти в клуб ядерных держав.
Как видим, это желание некуда не делось. Есть ли шансы, что ядерные мечты Киева станут реальностью?
Новости партнеров
— Украине даже в теории понадобится много лет, чтобы создать ядерное оружие, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — С кондачка — за год-другой — Киеву это сделать невозможно.
Напомню, во времена Советского Союза на Украине не было атомной промышленности — все атомные заводы находились на территории РСФСР. Нет ее и сейчас: уран для украинских АЭС поставляется из России, и в Россию же возвращается отработанное ядерное топливо.
Нынешним летом один из блоков Южно-Украинской АЭС первым на Украине заработал на топливных сборках японо-американской компании Westinghouse. Планируется, что к 2020 году шесть из 15 энергоблоков в стране прекратят использовать российское топливо.
Но надо понимать: любое топливо для АЭС — это низкообогащенный уран, а для создания бомбы нужен высокообогащенный. Для обогащения необходимы специальные центрифуги и целые предприятия. Кроме того, нужно много уранового сырья — а где Украина его возьмет?
— Киев может открыто закупить урановое сырье?
— «Незалежная» сейчас является участником Договора о нераспространении ядерного оружия, и имеет статус неядерного государства. Если же Киев объявит, что собирается создавать ядерное оружие, или будет предпринимать практические шаги в этом направлении, Украина ДНЯО нарушит. В этом случае против нее могут быть введены санкции, в том числе запрет на поставки уранового сырья.
Это несложно сделать, поскольку его источников в мире очень немного. Уран гипотетически могли бы поставлять Австралия или ЮАР. Но если они решатся на такие поставки, это будет означать, эти страны специально содействует созданию Киевом ядерного оружия — со всеми, как принято говорить, вытекающими. Так что ни Австралия, ни ЮАР связываться с украинскими поставками никогда не станут.
Остается черный рынок, где уран можно закупать небольшими объемами — как это делала Северная Корея. Но надо понимать: Пхеньян делал такие закупки на протяжении 40−50 лет, и даже после этого создал всего несколько ядерных боезарядов.
Новости партнеров
Вот и Украине, получается, придется пройти такой путь.
— Западные партнеры Украины могут, как уверяет генерал-майор Гаращук, закрыть глаза на ядерную программу Киева?
— Не думаю, что международное сообщество будет в восторге от желания Украины обзавестись ядерным арсеналом. Это будет серьезным ударом по Договору о нераспространении. Так что надежды Киева, что Запад в этом случае не введет санкции против Украины, весьма сомнительны.
— Если Киев попытается нарушить ДНЯО, что делать России?
— России, понятно, не следует стоять в стороне. С учетом, что Украина имеет к нам территориальные претензии и ведет боевые действия в Донбассе, понятно, для чего ей нужна ядерная бомба — для войны с Москвой. Значит, Кремлю нужно действовать превентивно, и загодя прикончить киевский режим.
Напомню, Израиль прямо заявляет, что нанесет удар по Ирану в случае, если тот будет создавать ядерное оружие. Россия может действовать в аналогичном ключе — ударить при необходимости по объектам ядерной индустрии Украины, и оперативно покончить с украинской ядерной программой.
Словом, как ни крути, попытка Киева создать собственную ядерную бомбу — дело бесперспективное.
— Заявление Гаращука связано с предвыборной ситуацией на Украине — генерал-майор, очевидно, подыгрывает президенту Петру Порошенко, — считает академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. — На деле, у Киев нет ни технологических, ни международно-правовых оснований для вхождения в клуб ядерных держав.
Отдельные элементы ядерных технологий, какими обладала Украина в советское время, на сегодня в «незалежной» даже не законсервированы — они полностью уничтожены. Замечу, целостной технологический цепочки производства ядерных боеголовок республика никогда не имела. Что до КБ «Южное» — этот завод занимался исключительно производством носителей ядерных боезарядов.
Получается, Киеву требуется с нуля построить ядерную промышленность, а это чрезвычайно сложный и трудоемкий процесс. Я уже не говорю о правовой стороне дела.
Напомню, Украина является членом клуба держав, которые отказались от ядерного оружия. На Киеве висит не только ДНЯО, но и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который Украина подписала в 2001 году. А без испытаний, замечу, создание ядерных боезарядов в принципе невозможно.
Наконец, имеется политический сдерживающий момент: как Германия, которая является безъядерной державой, позволит Украине создавать ядерное оружие? И как это позволят другие страны Европы, которые прекрасно видят, что у власти на Украине находятся неонацисты? Надо думать, Украина с ядерной бомбой — это кошмарный сон для всей Европы.
Поэтому я убежден: заявление Петра Гаращука — не более чем политический блеф.