Введение военного положения на Украине — переход к законодательству открытой националистической диктатуры
Многие удивляются факту введения на Украине военного положения почти строчкой из «Гусарской баллады»: «Но, право, повод мал!». Дескать, как же так: после эпических разгромов в котлах под Иловайском и Дебальцево ни о чем подобном не было и речи! А сейчас, когда в очевидно провокационных со стороны Украины действиях были захвачены (и, скорее всего, временно) три ее кораблика, вдруг такое серьезное решение!
Для чего? Уж не для обеспечения ли диктатуры Петра Порошенко, у которого нет в нормальных демократических условиях ни одного шанса выиграть предстоящие президентские выборы?
Новости партнеров
Так то в нормальных…
Что такое военное положение по сути?
Это в последние сутки разъяснялось не раз и не два. Поэтому можно обойтись, что называется, краткой версией: это любое произвольное ограничение прав и свобод граждан под предлогом военной защиты Отечества. То есть Отечество в опасности, а ты тут президента критикуешь, Верховного главнокомандующего? А по законам военного времени перед трибуналом ответить не хочешь?
Но это все же слишком упрощенный взгляд, хотя и не неверный. На самом деле любая диктатура опирается на часть народа. Ведь даже самой зверской инквизиции нужны те, кто поджигает костры. А значит, будут и бабульки, подносящие хворост…
Поэтому военное положение — это… сохранение всех прежних законов. Но с той поправкой, что применяться они будут ровно в той мере, чтобы не противоречить интересам того самого Отечества.
Теоретизирование? Нет, нисколько, если принять во внимание, что во времена военного положения интересы Отечества формулирует правящая клика.
То есть военное положение — это такое правовое положение, когда перестают действовать правовые и законодательные ограничения для правящего режима. Чисто юридическое понятие, для которого термин «военное» — только лишь для толпы. Для вящего ее дисциплинирования — сознательного или насильственного, — если не хватает этой пресловутой сознательности «во имя спасения Отечества».
Новости партнеров
А что говорят общественные науки?
Общественные науки только на первый взгляд кажутся вялыми, как все гуманитарное. На самом деле многие определения в них сформулированы самой жизнью. И ею же проверены. А кровью — закреплены.
Что с точки зрения науки представляет собой нынешний общественный строй на Украине? Это, как никем уже не отрицается, — царство крупного олигархического капитала. Экономика страны поделена между несколькими богатейшими олигархами, которые оттого и олигархи, что либо срослись со властью, либо используют власть для превращения себя в олигархов.
Украина — край крупной олигархической буржуазии.
Столь же мало кто отрицает, что ведущей идеологией Украины является национализм. Разной, конечно, степени упоротости, различной махровости — от почти невинных попыток переписать историю, засунув туда «нацию» на ведущие роли и в самые глубины, до откровенного нацизма на базе различных теорий расового и национального превосходства.
Раз национализм лежит в основе государственной идеологии, значит, олигархии он нужен. То есть используется ею в качестве инструмента. Да это видно и по заботливо поддерживаемым нацистским отрядам и лагерям, деньги на существование которых выделяет эта самая олигархическая буржуазия. Недаром на Украине сегодня практически у каждого олигарха и крупного политика имеется собственная, заботливо прикормленная армия, часто собранная на базе националистических групп. Почему на ней? Очень просто: такие группы хорошо спаяны идеологией и дисциплиной, крепко военизированы, натренированы. И главное, не считают для себя обязательным следование закону. Ибо современный закон современного государства обычно не поощряет нацизма и расизма, а потому, по мнению носителей этих идей, порочен в самой своей сути.
А что нам говорит наука про ту общественную формацию, где крупная олигархическая буржуазия использует национализм в качестве инструмента?
Все это слово знают.
Новости партнеров
Это фашизм.
Нуждается ли фашизм в праве?
Становится ли украинское государство на современном этапе фашистским? Каждому решать по-своему. Слишком заидеологизировано это понятие, слишком нарицательным стало. Это уже не термин, а ругательство. Но не дело осыпать ругательствами народы и страны. Вот и не будем.
Но для симбиоза олигархии с национализмом общественное право является такой же необходимостью, как и право для любой формы государственности. Более того, это право тоже может носить вполне демократические черты. Просто эта демократия начинает вписываться и врастать в правящую идеологию. А значит, и обслуживать правящую верхушку.
Если, например, вспомнить типичную фашистскую диктатуру — Третий рейх, — то на уровне основного широкого слоя населения диктатура ощущалась совсем мало. Работали себе муниципалитеты, действовали законы, царил порядок. Но этот порядок был вписан в правовую систему тогдашнего германского государства, которое нисколько не стеснялось называть себя фашистским.
Разумеется, современной Украине до Третьего рейха далеко. Но необходимо признать: обострение нужды и бедствий населения довольно сильно подтачивает режим, сложившийся в результате переворота февраля 2014 года. По сути, ему нечего предложить народу из вещественного, кроме оголтелой пропаганды и оголтелого… национализма. А чем еще сплотить нацию?
Диктатура Петра Порошенко? Нет, смешно…
В этих условиях надвигаются выборы, на которых у нынешнего официального выразителя интересов олигархической буржуазии Петра Порошенко шансов победить нет. Выбор иного «фюрера» затруднен как по кадровым, так и по политическим причинам. Хотя в сегодняшнем украинском политикуме все силы и партии так или иначе обслуживают интересы олигархата, но в конкретном воплощении драка обещает быть суровой. Ведь и сама олигархия не представляет собой сплоченную субстанцию.
И остается один более-менее адекватный выход, причем совершенно естественный для симбиоза олигархической буржуазии с национализмом. Это диктатура, и диктатура националистическая. А как ее обеспечить, не ломая существующего свода законов, то есть не рискуя неожиданно впасть в революцию? Да очень просто: ограничить действие этих законов в силу обстоятельств… военного времени!
Вот вам и военное положение на пустом месте. Оно в нынешних условиях — всего-навсего база под открытую диктатуру олигархической буржуазии. А уж кого там Петр Порошенко прижмет, на сколько лет он снова закроет Юлию Тимошенко, у кого под предлогом военной необходимости отожмет собственность — вопрос третий. Главное — порядок в расползающемся под ногами государстве…
Да к тому же и не факт, что на роль диктатора украинский олигархат готовит именно Петра Порошенко. Не пуля он, прямо скажем. Или не из того материала пуля. И среди населения он не популярен. А не популярный диктатор — это хуже преступления.
Так что очень похоже на то, что за время действия внезапного военного положения и связанных с ним ограничений законов украинская олигархия вкупе с плотно контролирующим ее Западом изберет на место Порошенко кого-нибудь похаризматичнее. Кто умеет говорить красиво и зажигательно. Кто опирается на реальную силу в виде нацистов с одной стороны и спецслужб, контролирующих нацистов, — с другой.
Так что перестаем удивляться военному положению на Украине. Начинаем внимательно отслеживать, какую фигуру там начнут надувать на его фоне…