Руководители телеканалов, которые изначально выступили на стороне следствия в деле о хищениях в «Гоголь-центре», неожиданно вступились за режиссера Кирилла Серебренникова
«Лицо Первого» Кирилл Клейменов поддержал Кирилла Серебренникова в эфире новостей. Затем самого Клейменова как «настоящего мужика» поддержала Маргарита Симоньян — первое лицо RT. Поддержав поддержавшего, она сделала из неожиданного демарша, который устроил Клейменов, заурядную пиар-акцию.
Новости партнеров
Сначала многие задумались, что кроется за словами ведущего девятичасовых новостей на Первом канале: «Я точно знаю: Кирилл — глубоко порядочный человек и очень одаренный режиссер. Как это совместимо с его статусом подсудимого?» Но когда голос подала Маргарита Симоньян, написав в своем Telegram-канале и Twitter, что будет говорить те же самые слова «…в разных внушительных кабинетах, куда нас пока что пускают», стало ясно, что власть решила поиграть в «плохого-хорошего» полицейского.
Дело в деньгах
Кирилла Серебренникова, экс-директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Софью Апфельбаум, а также экс-генерального продюсера «Седьмой студии» и экс-директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского вместе с еще одним бывшим гендиректором «Седьмой студии» Юрием Итиным обвиняют в хищении 133,2 млн руб., которые были выделены из государственных средств.
Все четверо проходят по 4 части статьи 159 Уголовного кодекса — «Мошенничество в особо крупном размере». По мнению следствия, на протяжении довольно долгого времени заведомо завышались стоимость и число различных мероприятий, подписывались фиктивные договоры на проведение вымышленных представлений. При этом бюджетные средства, поступавшие из Минкульта, переводились на счета фирм-однодневок и обналичивались. Экс-главбух АНО «Седьмая студия», судимая ранее Нина Масляева, уже признала свою вину и дала показания на других фигурантов дела.
Масляева заявила, что Серебренников вместе с Малобродским и Итиным создали «Седьмую студию», чтобы получить возможность для обналичивания бюджетных миллионов. Эти показания подтвердила Лариса Войкина, работающая кассиром «Седьмой студии», а также бизнесмен Валерий Синельников, через которого, по мнению Следственного комитета, деньги и снимались со счетов.
Без перехода на личности
Видимо, Клейменов, Симоньян и остальные защитники режиссера знают о деле «Седьмой студии» то, что недосмотрели следователи. По этой причине они, наверное, и решили публично проигнорировать версию СК. При этом никто из защитников режиссера не желает выступить свидетелем по этому делу или просто сообщить следственным органам данные, которые облегчат его участь. Как считают эксперты, пополнение в рядах сторонников руководителей «Седьмой студии» связано с поступившим Клейменову и Симоньян указанием от их кураторов.
Новости партнеров
«На мой взгляд, личной позиции у Кирилла Клейменова и Маргариты Симоньян быть не может. Они всегда высказывают позицию, которую вкладывает в их уста государственная пропаганда. Эти люди перестали быть личностями в том плане, что их работа не позволяет им проявлять свои человеческие качества. И в ближайшие время, исходя из этих сообщений, если использовать любимое слово провластных журналистов, стоит ожидать либерализации ситуации по делу Кирилла Серебренникова», — считает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
Под смягчением подразумевается замена домашнего ареста на подписку о невыезде и, возможно, смягчение приговора до условного, полагает Исаев. Он обращает внимание на то, что до заявления телебоссов государственная пропагандистская машина на протяжении около полутора лет почти в ежедневном режиме доказывала фактическую виновность всех фигурантов дела.
Проще говоря, мы наблюдаем грубую попытку повлиять на общественное мнение и смягчить ситуацию вокруг пойманного за руку «культового режиссера с мировым именем» под давлением довольно узкой прослойки «творческих кругов» столицы. На это Кирилл Клейменов прямо намекнул своими словами о Серебренникове как о человеке очень одаренном, которого постигла драматичная судьба художника. По сути, телеведущий дал понять, что разделяет точку зрения сторонников арестованного театрального деятеля, которые считают, что государству следует отменить действие уголовного кодекса для деятелей искусства. А значит Кирилл Серебренников как режиссер ультрапрогрессивный и откровенный никак не должен был даже попасть под подозрение следствия.
«Многие сочувствуют Серебренникову, не понимая, что он такой же гражданин Российской Федерации, и по отношению к нему не должно быть никакого снисхождения, — уверен профессор факультета политологии МГУ, доктор политических наук Андрей Манойло. — Условный срок тут в принципе невозможен — это тяжкое преступление. Если назначат условное наказание, то произойдет попрание всех юридических норм, потому что в рамках «мошенничества особо крупного размера» такое невозможно».
Пиар + покровители = свобода?
Массированная пиар-кампания в социальных сетях и оппозиционных СМИ в защиту Кирилла Серебренникова, как оказалось, подействовала на власть. Об этом сейчас говорят многие либеральные деятели. При этом они умалчивают, что сама по себе такая кампания не могла бы состояться без одобрения Красной площади, так же как и существование оппозиционных медиа в России невозможно без «своих людей» в администрации президента.
Среди чиновников, которые поддерживают Серебренникова, по слухам, есть очень высокопоставленные. Например, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, Алексей Кудрин и Константин Эрнст. Также за режиссера ходатайствовали миллиардеры Роман Абрамович, Михаил Фридман, Михаил Куснирович, Алексей Мордашов и Александр Дюков. Среди публичных людей, публично или в кулуарах высказывавших сомнение в виновности режиссера, были Константин Ремчуков, Александр Роднянский, Владимир Познер, Ксения Собчак и прочие распиаренные личности.
Действительно, было бы странно, если при таких покровителях Серебренникову не попытались бы смягчить условия содержания и приговор. Поэтому нам уже следует готовиться к тому, что под предлогом гуманного отношения, заслуг и милосердия к заключенному начнутся разговоры о возможном снятии обвинений.
Новости партнеров
Круговая порука по вине государства
Нервную реакцию и истерику коллег Кирилла Серебренникова можно понять: театр, кино и отчасти классическая музыкальная музыка за последние полтора десятка лет превратились в «прачечную» по отмыву государственных денег. И если Следственный комитет когда-нибудь решит провести серьезную проверку среди российских театров и кинокомпаний, то вряд ли найдется такая, где с точки зрения закона все было бы гладко и честно. Поэтому фигурантов дела «Седьмой студии» оправдывают, заявляя, что всему виной несовершенное российское законодательство, которое не позволяет финансировать театральные и иные проекты без налоговых и юридических ограничений. И что Серебренников с коллегами нарушили закон сознательно, но из благих побуждений. Однако чем отличаются от театральных деятелей другие фигуранты дел о растрате бюджетных средств по статье «Мошенничество в особо крупных размерах», защитники режиссера не объясняют. Или для них работают другой закон и иные правила ведения бухгалтерского учета? И почему никто не заступится за Серебренникова в суде, если у них есть настоящие доказательства того, что он не занимался незаконной деятельностью?
Но представители «прогрессивных кругов» молчат, возможно, считая, что «корпоративную солидарность», а говоря проще, круговую поруку каждый «цех» должен отстаивать по отдельности: деятели искусства драться с государством за своих, а директора школ, чиновники Пенсионного фонда, муниципалитетов и так далее — за своих.