Убийство саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи увеличивает риски введения санкций США и ЕС против Саудовской Аравии. Кого нужно поддержать России в нарастающем политическом кризисе на Ближнем Востоке: друзей или врагов короля Салмана?
Продолжающееся расследование в связи с убийством журналиста Джамаля Хашкаджи 2 октября в саудовском консульстве в Стамбуле повышает градус напряженности среди союзников США.
Новости партнеров
Примерные альянсы
Госсекретарь США Майк Помпео грозит санкциями в рамках Акта Магнитского — аннулированием виз высокопоставленным лицам Саудовской Аравии, причастным к убийству. Конгрессмены ждут санкций от Дональда Трампа. Американский президент тянет с «наказанием», памятуя о контрактах по вооружениям на $110 млрд и созданных благодаря им 450 тыс. рабочих мест в США. В стороне держится и союзник Трампа — израильский премьер Биньямин Нетаньяху, считающий короля Салмана тараном в борьбе против Ирана и союзником для сдерживания амбиций палестинцев.
Германия, Франция и Британия в совместном заявлении требуют разъяснений от Эр-Рияда, а Берлин объявил о готовности наложить оружейное эмбарго. Один из самых главных игроков во всей этой истории, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, увеличивает давление на Рияд. Эрдоган считает убийство «заранее спланированным» и требует судить подозреваемых не в Аравии, а в Турции, где и убили Хашкаджи. В одной упряжке с Турцией находится Катар. Оба поддерживают «Братьев-мусульман», к которым был близок Хашкаджи, и оба противятся влиянию Саудовской Аравии в регионе. Лига Арабских Государств (ЛАГ) осудила возможность введения санкций. Иордания и Египет полагаются на саудовские инвестиции, а Бахрейн и ОАЭ — на армию КСА в борьбе с оппозицией. Вместе они участвуют в саудовской коалиции против хуситов в Йемене.
Убийство Хашкаджи сформировало два лагеря. С одной стороны — США, Израиль, ОАЭ, Египет, Иордания и Бахрейн, поддерживающие правящую власть в Саудовской Аравии. С другой — копающие под Салмана и его наследного принца Мухаммеда бин Салмана Турция, Катар, Великобритания и симпатизирующие им Европейский союз и Иран. При этом надо учесть, что Египет, с которым Россия проводит военные учения и развивает бизнес-контакты, здесь является исключением.
Как вести себя России?
На первый взгляд, сторонники госпереворота в Эр-Рияде ближе к Москве по ряду причин. Турция и Иран состоят с Россией в альянсе по Сирии. Франция и Германия изъявили желание участвовать в стамбульском саммите и потенциально могут помочь восстановлению этой страны. Напротив, интересы США и Израиля идут вразрез с российскими. Вашингтон оккупирует территории за Евфратом, вводит санкции против Москвы, а Тель-Авив мешает Башару Асаду бороться с террористами и ставит под угрозу безопасность российской и сирийской авиации.
Однако это не значит, что Москве надо «впрягаться» за других и критиковать саудовские власти. Прежде всего потому, что убийство произошло на территории страны НАТО, Турции, совершено другим союзником США — Саудовской Аравией, а убит колумнист «Вашингтон пост», получивший убежище в Штатах. С королем Салманом России удается поддерживать высокие цены на нефть. Движение «Братья-мусульмане», кого Анкара, Лондон и Тегеран хотят привести к власти, запрещено в России. В случае усиления их позиций в Рияде возможна активизация поддержки сирийским боевикам в Идлибе, что расходится с попытками Кремля вернуть власть в провинции под контроль Асада.
Новости партнеров
В целом повышение ставок в «деле Хашкаджи» выгодно России при условии, что дело не дойдет до смены режима. Если США и ЕС коллективно введут санкции против Саудовской Аравии, это вынудит ее активизировать контакты с Москвой и не ограничиваться покупками исключительно С-400. Риски возможных ответных действий Рияда в виде ограничения экспорта нефти в Европу и США разгонят цены на нефть до 100 долларов за баррель. Охлаждение между Турцией и Саудовской Аравией ослабит и без того рыхлый суннитский альянс в регионе, усиливая позиции Москвы перед каждой из этих региональных держав.