Вокруг выборов главы Хакасии — новый громкий скандал. Вечером 11 октября глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что обращение избиркома Хакасии в Верховный суд республики для отмены регистрации кандидата от КПРФ Валентина Коновалова может нанести «непоправимый ущерб» избирательному процессу в регионе.
По ее словам, она «с прискорбием» узнала о решении региональной комиссии, которая «молниеносно отреагировала на представление республиканской прокуратуры, не удосужившись более внимательно и всесторонне проанализировать ситуацию». Памфилова выразила надежду, что Верховный суд республики «не допустит столь негативного развития событий».
Новости партнеров
Напомним: повод, который нашла прокуратура для снятия коммуниста, просто вводит в ступор. Оказывается, в регистрационных документах Коновалова вместо «Хакасское региональное отделение политической партии КПРФ» записано «Коммунистическая партия РФ — Хакасское региональное отделение КПРФ». Что, по мнению прокуратуры, является серьезным нарушением.
После этого лидер КПРФ Геннадий Зюганов обратился к президенту Владимиру Путину, а также генпрокурору Юрию Чайке. «Я официально направил президенту правительственную телеграмму с требованием остановить беспредел, который творится в Хакасии», — подчеркнул Зюганов. На что последовал весьма сдержанный ответ Кремля. «Здесь все-таки предвыборная ситуация. Мы не можем в это вмешиваться, не считаем возможным», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Напомним: 9 сентября лидером первого тура губернаторских выборов в Хакасии стал Коновалов — 44,8%, второе место занял глава региона единоросс Виктор Зимин — 32,31%. За несколько дней до второго тура Зимин снял свою кандидатуру «по состоянию здоровья».
3 октября Путин назначил врио Хакасии замминистра по делам Северного Кавказа Михаила Развожаева, подчеркнув, что эта работа на месяц, а потом он «вернет его в Москву». Но затем с выборов снялся другой соперник коммуниста — справоросс Андрей Филягин, и голосование снова сорвалось. Теперь против Коновалова — выдвиженец Партии роста Александр Мяхар. Если снимется и он, кандидат от КПРФ будет участвовать в выборах один.
Видимо, Кремль такой сценарий категорически не устраивает. Потому принято волевое решение убрать Коновалова под любым предлогом, перенести второй тур на январь 2019 года, и все-таки выставить кандидатом от власти Развожаева. Поскольку другого кандидата под рукой у Кремля, возможно, просто нет.
Заметим, ситуация в Хакасии сопровождается массовыми перестановками в губернаторском корпусе. 11 октября сменилась власть еще в трех регионах. Главу Башкирии Рустэма Хамитова сменил глава Красногорска Радий Хабиров, вместо Александра Михайлова на пост губернатора Курской области пришел замминистра транспорта Роман Старовойт, преемника главы Забайкалья Натальи Ждановой еще не подобрали. По итогам последних кадровых решений уже в 36 регионах губернаторы или врио глав работают год или меньше года.
Понятно, почему так происходит: Кремль опасается провала на выборах осенью 2019 года. И идет ва-банк, лишь бы раскрутить своих новых назначенцев. Тот же врио губернатора Приморского края Олег Кожемяко так и фонтанирует идеями. Ключевая из них — перенос столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток. Ее уже поддержал полпред Юрий Трутнев, хотя после своего назначения в 2013 году заверял, что переезда столицы не будет. И действительно: зачем тратить десятки миллионов на перевозку чиновников, они что, от перемены места брать взятки перестанут?
Новости партнеров
Проблема только в одном. Все эти шаги Кремля вряд ли заставят граждан позабыть, как безжалостно власть продавила пенсионную реформу. Думается, если даже администрация президента сменит глав регионов во всех 75 субъектах, где губернаторов выбирают на всенародных выборах, это мало что изменит: протестное голосование и региональная фронда Кремлю практически гарантированы.
— Нынешняя ситуация напоминает 1988−1989 годы, когда Михаил Горбачев отправил на пенсию большую часть членов ЦК КПСС, и затеял бесконечные ротации первых секретарей, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Кремль действует по той же схеме, поскольку у него, помимо проблемы ужесточения санкций и мировой изоляции России, имеется еще и проблема — транзита власти Владимира Путина. Кто бы что ни говорил, в повестке уже сегодня стоит вопрос, как президент выберется из ситуации с окончанием конституционного срока полномочий.
На этом фоне происходящее в Хакасии и Приморье — показатель, что выборы у нас проводят не для смены и обновления власти. Выборы нужны для продолжения функционирования режима — переподтверждения его мандата — и только. Едва возникает угроза власти, партия в политические шахматы сразу заканчивается, и в голову оппонента летит шахматная доска.
В данном случае «доска» — это решение ЦИК признать недействительными выборы в Приморье, чтобы не допустить победы кандидата от КПРФ Андрея Ищенко. Плюс курс на снятие с выборов Коновалова, чтобы не допустить победы коммунистов в Хакасии.
— Кремль считает, что к новым выборам губернаторов эта история забудется?
— Он считает, что нынешнее голосование за КПРФ — ситуативное. И что к осени 2019 года избиратели снова проникнутся симпатией к «Единой России». Неслучайно, я считаю, Объединенная сеть кинотеатров России пошла на беспрецедентный шаг — она сейчас запускает в прокат документальный фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни». Медведь, как известно, является символом партии власти, а фильм позволит наполнить этот символ позитивом.
Я считаю, касательно выборов расчет Кремля прост: в новом туре кандидаты от КПРФ банально не пройдут муниципальный фильтр. Напомню, в Приморье 50 муниципальных депутатов-единороссов поставили свои подписи за Ищенко, в Хакасии — около 30 за Коновалова. Так вот, по новой убедить их подписаться за кандидатов-коммунистов, думаю, уже не удастся.
При этом, в кремлевской логике, ЛДПР и «Справедливую Россию» к выборам вполне можно допускать. Поскольку эти партии де-факто является младшими партнерами «Единой России», и когда единороссам не хватает голосов, «оппозиционеры» с готовностью встают под знамена партии власти.
Новости партнеров
Победы ЛДПР во Владимире и Хабаровске как раз говорят о том, что либерал-демократов Кремль готов терпеть. А вот КПРФ как оппозицию — нет.
— Получается, призыв Памфиловой к Верховному суду Хакасии не принесет результата?
— Памфилова приложила массу усилий, чтобы все поверили: система избиркомов в России независимая и блюдет Конституцию. А тут пожалуйста — уже прошел первый тур голосования, кандидата снимать нельзя, но его все-таки снимают с выборов. Причем за то, что переставлены местами два слова в регистрационных документах.
По сути, система избиркомов выпорола себя не хуже пресловутой унтер-офицерской вдовы. Она не увидела «ошибку» в документах на момент регистрации — и из-за этого человек, получивший почти 45% поддержки избирателей, снимается с выборов.
Все это говорит об одном, Элла Памфилова — это красивая декоративная рюшечка на системе избиркомов, жестко подчиненных исполнительной власти.
— Если Кремль отсечет в 2019 году кандидатов-коммунистов от выборов, протестного голосования не получится?
— Протестное голосование может принять любые формы. От того, что Кремль заменит кандидата А на Б, протест никуда не денется. Любой специалист по социальной психологии скажет: в случае, когда людям не за кого голосовать, часть избирателей уходит в апатию, а часть — в агрессию. И даже не знаю, что в данном случае хуже для Кремля.
Напомню, захваты городских и районных администраций на Украине в 2014 году происходили группами из 50−100 человек — представителей того самого агрессивного меньшинства. Я не на что сейчас не намекаю — просто подчеркиваю возможности этого меньшинства, если оно не находит реализации своих чаяний в законных демократических процедурах.
На мой взгляд, система российской власти стоит перед тотальным кризисом. Выборы как назначения с элементами голосования уже закончились. А действовать по-другому Кремль не желает.