В Госдуме готовы принять важное решение по ДНР и ЛНР
Средства для оказания помощи республикам Донбасса должны быть заложены в российский бюджет. С такой инициативой выступил зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.
На пленарном заседании нижней палаты российского парламента 11 октября депутат, как передает РИА «Новости», сообщил, что к следующей неделе его комитет подготовит проект заявления с предложением учесть в главном финансовом документе РФ средства для помощи ДНР и ЛНР.
Новости партнеров
Какую сумму на эти цели предполагаются направить, Затулин не уточнил. Но, по его словам, «мы должны сделать все, чтобы жизнь там была лучше, чем в другой, бандеровской Украине».
«Хватит, на самом деле, нам здесь делать вид, как будто мы к этому не имеем отношения», — призвал он.
Ранее, напомним, парламентарий предупредил Украину, что Россия готова признать республики Донбасса в случае возобновления военных действий на востоке страны.
Собственно, люди там только этого и ждут. Ждут уже пятый год в блокаде, под ежедневным огнем минометов и артиллерийских орудий ВСУ. Ждут в подвалах и на передовой. Теряя близких, друзей, соседей… Теряя здоровье… И, самое главное, веру в то, что это когда-нибудь произойдет.
Между тем, пока мы очередной раз декларируем признание, Венгрия просто раздает паспорта закарпатским венграм. То же делают поляки на Волыни и в Западной Галиции, а румыны — на Буковине.
Мы же, словно стесняемся или боимся, вдруг наши западные «партнеры» как-то не так о нас подумают…
Только вот Запад давно утратил объективность, когда дело касается России. И есть ли смысл, в таком случае, вообще прислушиваться к его мнению? В конце концов, мы должны защищать своих?
Новости партнеров
— Предложение Затулина адекватно нынешней действительности и вполне разумно, — комментирует ситуацию член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько. — Потому что мы оказываем помощь донецким республикам, но при этом делаем вид, что не имеем к ним никакого отношения. По крайней мере, формально.
К тому же, если мы заложим в бюджет какие-то средства, то их будет проще контролировать, в том числе, и на территории самого Донбасса. Проще будет, соответственно, эти расходы заранее планировать. Ну, и все гораздо проще…
И, по большому счету, если это предложение одобрят, оно будет означать один из элементов признания де-факто республик Донбасса самостоятельными государственными образованиями. Это будет признанием де-факто их интеграции с Российской Федерацией.
Я за то, чтобы максимально больше раздать российских паспортов жителям Донецка и Луганска, да и вообще в целом Левобережья. Чем больше там будет граждан России, тем для нас проще и лучше. В том числе, по ряду формальных вопросов, которые сейчас увязываются, скажем, с легализацией этих жителей в России, с их трудоустройством и т. д.
В конце концов, если они граждане России, они могут служить в Российской армии. И воевать за РФ — неважно где, на территории Донбасса, а, может быть, на территории Сирии. Или где-то еще…
Так что, в данной ситуации я выступаю за максимальную интеграцию. Но мне не кажется, что здесь уместно или корректно сравнение с ситуацией в Закарпатье.
— Почему?
— В Закарпатье нет гражданской войны. Там были некоторого рода инциденты, связанные с вандальными акциями против венгерского культурного центра, угрозами и т. д. Но в целом там ситуация спокойная. И там нет непризнанной Венгерской республики, или Закарпатской, или Русинской, или какой-либо иной…
Новости партнеров
А на Донбассе уже по факту есть. Есть линия фронта… Есть минные поля… Есть регулярные обстрелы… И т.д.
Поэтому ситуация на Донбассе принципиально иная, и она увязывается именно с государственным статусом (или квазигосударственным) вот этих непризнанных республик — Донецкой и Луганской.
Рано или поздно (думаю, скорее, рано) мы придем к признанию этих республик и к их фактической интеграции с РФ. Благо, у этих республик есть общая с нами граница, так же, как у Южной Осетии, так же, как у Абхазии.
Но вопрос еще состоит в том, что будет дальше — после этого. В каких границах будут эти республики, как будут строиться отношения с Украиной… И т.д.
То есть, я хочу сказать, что тактически предложение Затулина очень верное, но нам параллельно с этой тактикой нужно разрабатывать и стратегическое видение. Что мы хотим видеть в российско-украинских отношениях… Что мы хотим видеть на этой территории восточнославянского пространства. И, соответственно, уже со стратегией выстраивать другие тактические шаги.
Не только выделение статьи в бюджете на помощь этим республикам, но и многое-многое другое…
— Но есть ощущение, что мы как-то притормаживаем в последнее время на этом направлении. Чего-то выжидаем? Или пытаемся дистанцироваться от выборов, которые пройдут в республиках в следующем месяце?
— Что касается выборов на территории ДНР и ЛНР, то я вообще им особого значения не придаю. Если Россия решит осуществлять, так скажем, непрямое управление, но, тем не менее, довольно эффективное донецкими республиками, она найдет способы для того, чтобы его реализовать.
Ожидания, скорее, связаны, во-первых, с предстоящими выборами в Конгресс США. От них ожидают возможного изменения политики и риторики США — а, соответственно, и американских сателлитов — по отношению к России.
Во-вторых, 31 марта будущего года должны состояться выборы на Украине, и, возможно, там победит вовсе не Порошенко, а кто-либо другой, с кем можно попытаться наладить отношения на несколько уже иной основе, чем с нынешним президентом.
Я не могу сказать, что у нас наблюдается какое-то притормаживание. Скорее есть инерционность и некая неопределенность. Потому что если раньше мы все апеллировали к Минским соглашениям, то сейчас становится совершенно понятно, что эти соглашения уже умерли, и что апеллировать к ним очень сложно.
Украина не собирается их соблюдать, даже делать вид не собирается. Запад не собирается заставлять Украину соблюдать эти соглашения.
А донецкие республики, если начнут в одностороннем порядке соблюдать Минские соглашения, да еще в соответствии с требованиями украинского руководства, соответственно, должны, образно говоря, выйти с поднятыми руками и сдаться на милость «победителя».
— Волкер же сказал, что ДНР и ЛНР должны быть ликвидированы…
— Но на это, думаю, тоже пойти никто не хочет.
Ясно, что здесь определенный тупик. Как выйти из этого тупика сейчас, пока еще не совсем понятно.
Может быть, выйти из него помогут выборы в США и на Украине. Или же мы сможем, апеллируя как-то к лидерам Евросоюза — Германии и Франции, добиться их поддержки в этом вопросе.
— Свежо предание, как говорится…
— Согласен… И оно не такое уж свежее…
Поэтому, не исключаю, что ожидают каких-то, скажем, резких действий со стороны США или Украины, чтобы, соответственно, подобные акты с нашей стороны выглядели как ответные.
В коне концов, многие добивались выхода России из договора о Дружбе и сотрудничестве с Украиной, в том числе и я, но так оказалось, что благодаря терпению наших политиков Украина вышла из него первой. И всю ответственность теперь взяла на себя. Что, в общем-то, действительно, позитивно. Потому что ни один наблюдатель, ни один историк в будущем не сможет обвинить Россию в том, что она первая разорвала дружбу с Украиной.