Российский бюджет впервые за семь лет сверстан с профицитом, но ни граждане, ни реальные сектора экономики этих средств не увидят
Можно не верить, но Россия к концу 2018 года буквально купается в деньгах. Впервые за последние семь лет доходы бюджета превысили расходы, притом не на какие-то жалкие несколько миллиардов, а сразу на два триллиона рублей.
Об этом свидетельствуют оперативные данные казначейства, с которыми удалось ознакомиться «Известиям». Поступления средств в бюджет за первые восемь месяцев составили 12,2 триллиона рублей, а расходы — 10,2 триллиона.
Новости партнеров
Ранее сообщалось, что Россия может получить два триллиона бюджетного профицита по итогам года, но он достигнут уже по истечении восьми месяцев. Тем не менее есть серьезные основания полагать, что, несмотря на внезапно свалившееся на страну финансовое благополучие, гражданам, бизнесу, науке, промышленности, а также пресловутой «социалке» — медицине и образованию — жить станет едва ли не хуже.
Игра на встречных курсах
Чтобы понять, почему так происходит, надо для начала разобраться, как и почему России привалило такое счастье. Ведь первоначально федеральный бюджет принимался как дефицитный.
В принятом законе было предусмотрено, что расходы государства превысят доходы на 1,3 триллиона. Компенсировать недостачу предполагалось за счет займов, в первую очередь у международных финансистов. Однако уже к концу весны стало ясно, что Минфин и ЦБ в очередной раз облажались: доходы существенно превысили запланированный показатель, и в казне стал скапливаться излишек средств.
Источником нежданного богатства стали цены на нефть, вышедшие на траекторию роста еще в 2017 году и с тех пор медленно, но верно ползущие к докризисным значениям. Правительство упорно не хотело этого замечать и верстало бюджет, исходя из цены в 43,8 доллара за баррель, хотя фактическая цена при подготовке документа уже находилась на отметке в 55 баксов за бочку.
Формально такой подход обосновывался осторожностью: а ну как цены вновь обвалятся, и мы опять останемся без штанов? Однако по факту бюджет получался запуганным и забитым, рассчитанным на то, чтобы страна кое-как выживала, а не полноценно жила и развивалась.
В июле перекос подправили: президент РФ Владимир Путин подписал законопроект о корректировке бюджета, официально подтвердив, что он превратился из дефицитного в профицитный. Первоначально предполагалось, что профицит будет относительно небольшим, порядка 500 миллиардов.
Новости партнеров
Но после этого грянули американские санкции, и финансовые спекулянты во всем мире кинулись избавляться от рублевых активов. Курс рубля подрезал и наш родимый Центробанк, запустивший в августе масштабную скупку валюты на внутреннем рынке. Двойной удар наш хлипкий «деревянный» не выдержал и повторил драп-марш 2014 года.
Если посмотреть на цифры, то видно, что в январе-августе прошлого года Россия получала с каждого барреля нефти около 2920 рублей, а в аналогичный период нынешнего — уже 4250 рублей. Более того, 22 августа цена барреля в рублевом эквиваленте превысила пять тысяч рублей.
Поскольку нефть на мировых рынках продолжает дорожать, а рублю еще предстоит пострадать от ноябрьского пакета санкций, скорее всего, рублевая стоимость нефти еще больше вырастет, а значит, государство получит еще больше денег.
По подсчетам главного экономиста Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Дмитрия Полевого, при курсе 66-67 рублей за доллар и цене в 70 долларов за баррель до конца года профицит бюджета составит около 2,5 триллионов рублей. Похожую оценку дает и директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев: по его расчетам, у страны будет около 2,3 триллиона рублей дополнительных доходов.
За чей счет праздник
Однако бюджет-2018 имеет крайне своеобразное распределение приоритетов. На образование в нем выделено 664 миллиарда рублей, на здравоохранение — 460. При этом расходы на госбезопасность и правоохранительную деятельность превышают 1,33 триллиона, на содержание чиновников — 1,2 триллиона, чуть меньше триллиона отведено на оборонные нужды.
По сравнению с прошлым годом, в нынешнем расходы на медицину были увеличены на 0,3%, а на образование — на 2,9%. Однако, если учесть, что инфляция 2017-го составила 2,5%, становится ясно, что самом деле государство увеличило финансирование образования всего на 0,4%, а траты на медицину и вовсе сократились на 2,2%.
Вроде и ненамного, на первый взгляд, но это «немного» находится в реалиях прошлого года, когда ЦБ ценой высушивания экономики сбил инфляционные процессы до исторического минимума. В 2018-м же инфляция даже по официальным прогнозам ЦБ ожидается на уровне 4%. При этом, по расчетам того же Центробанка, ослабление курса рубля на 10% разгоняет инфляцию на 1%.
Новости партнеров
В масштабах экономики это означает дальнейшее снижение реальных доходов населения, сокращение платежеспособного спроса и усыхание внутреннего рынка. Иными словами, те же тенденции, что наполнили деньгами российский бюджет, очень больно ударили по карманам граждан, а также по малому и среднему бизнесу и отраслям, так или иначе завязанным на внутренний рынок.
Обратно в кудриномику?
При этом в стране по-прежнему действует так называемое бюджетное правило, согласно которому все сверхдоходы, получаемые от продажи нефти, направляются не на финансирование текущих экономических потребностей, а на пополнение золотовалютных резервов. Цена отсечения составляет все те же 40 долларов за баррель.
По факту, российская экономическая политика продолжает вестись по заветам Алексея Кудрина, который в течение 11 лет пребывания на посту министра финансов методично выводил из казны все «лишние» деньги, до которых мог дотянуться.
Единственное существенное отличие нынешней политики от проводившейся в нулевых — то, что Алексей Леонидович предпочитал вкладывать изъятые у России триллионы в облигации американского госдолга, теперь же сверхдоходы конвертируются в валюту и золото. Но и тут не надо обольщаться: в прошлом году ЦБ создал мощнейший инструмент, способный справиться с утилизацией резервов какого угодно объема.
При этом никаких признаков потенциальной смены курса и какого-то конструктивного использования свалившегося богатства на благо страны российское правительство не демонстрирует. Скорее всего, Кабмин вновь постарается отправить большую часть профицита в Фонд национального благосостояния и «заморозить на черный день».
А ведь эти триллионы могли бы стать мощнейшим стимулом для оживления экономики. Первый вариант принятого на нынешний год бюджета предполагал, что значительную часть прибыли — 5,48 триллиона рублей — государству принесет изъятие нефтегазовых доходов. Еще больше — 5,625 триллиона — должен был дать налог на добавленную стоимость. Имея на руках «лишние» 2-2,5 триллиона, власти могли бы объявить налоговые каникулы для высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности, снять налоговое бремя с малого и среднего бизнеса.
При этом осталось бы достаточно средств и для повышения расходов на образование, медицину, культуру, экологию, состояние которой уже буквально угрожает национальной безопасности.
Однако вместо этого правительство решило еще больше увеличить НДС, а нефтяные сверхдоходы отправить в резервы, откуда позже, под шумок очередного кризиса, они благополучно растекутся по офшорам.