В правительстве Медведева заговорили о «сложных временах» в ближайшие шесть лет из-за санкций, торговых войн и протекционизма. Однако по заверениям чиновников (главы Минэкономразвития Максима Орешкина) в обозначенный срок «российская экономика преодолеет трудности», обгонит Германию и войдет в топ-5 крупнейших экономик мира.
Пока же в России возобновилось падение уровня жизни граждан. Об этом сообщил Росстат. Реальные располагаемые доходы населения (сумма, которая остается на руках после всех обязательных платежей и корректировки на инфляцию) в очередной раз ушли в минус на 0,9%. До начала 2018 года на протяжении трех лет этот показатель постоянно снижался. В первом полугодии текущего года официальная статистика рапортовала, что стагнация с доходами завершилась, однако августовские показатели перечеркнули данные реляции.
Новости партнеров
В среднем, по оценке Росстата, граждане страны зарабатывали почти 32 тысячи рублей в месяц. Несмотря на то что в номинальном выражении доходы увеличились (+2,7%, или 846 рублей), весь допдоход «сгорел» в инфляции.
Российские домохозяйства экономят на продуктах питания (средний чек в продовольственном ритейле снизился до двухлетнего минимума – данные «Ромир»), но увеличивают траты на промышленные товары длительного пользования. Причина – резкий рост потребительского кредитования. С начала года банки предоставили физлицам более 1,4 трлн рублей новых займов.
По мнению экспертов, граждане, чтобы поддержать свой уровень жизни, игнорируют новые риски, связанные с возможной новой рецессией в экономике, что чревато серьезными последствиями как для самих граждан, так и для финансового рынка.
Данной проблемой уже озаботились на Неглинной. Центробанк предпринимает шаги по охлаждению рынка и ужесточению предоставления потребкредитов населению страны. Обеспокоенность регулятора справедлива, ведь, по данным Минэкономразвития, рост ВВП страны в августе замедлился в годовом выражении до 1%.
О том, что ждет Россию в обозримой перспективе, говорил на этой неделе и премьер Дмитрий Медведев. По его словам, следующий шестилетний цикл для отечественной экономики будет непростым. Основные причины — санкции, глобальные торговые войны и протекционизм.
«Все мы понимаем, что начало этого шестилетнего цикла вряд ли будет простым. Мы должны учитывать ситуацию на мировых сырьевых и финансовых рынках, а также не в меньшей степени возможное расширение торговых войн и усиление протекционизма и санкционного давления», — заявил глава кабмина.
Господин Медведев подчеркивает, что следующий, 2019 год станет адаптационным годом к проблемным решениям, которые сейчас принимает правительство: «Мы рассчитываем, что за этот период закончатся определенные циклы, а вот пакет структурных изменений, которые мы запускаем, так же как и меры по повышению деловой и инвестиционной активности, смогут вывести экономику на более высокую траекторию».
Новости партнеров
Надежды главы кабмина пока разбиваются о реальные данные текущей ситуации, но премьер обещает, что с 2021 года ежегодные темпы роста экономики России превысят 3%.
В унисон с премьером рассуждает и глава Минэкономразвития (МЭР) Максим Орешкин. Он заявил, что к 2024 году страна сумеет преодолеть отставание от Германии и войдет в топ-5 крупнейших экономик мира. «Прогнозируемые темпы роста превзойдут рост мирового ВВП и позволят России войти в пятерку самых крупных экономик мира, преодолев текущее отставание от Германии», — пообещал министр.
Пока непонятно, на чем базируется оптимизм высокопоставленных чиновников федерального правительства. Но уже известно о весьма своеобразных инициативах кабинета министров. Так, Министерство экономического развития предложило узаконить вывод государственных денег Фонда национального благосостояния (ФНБ) из страны.
Все тот же Максим Орешкин выступил со следующей инициативой: начать с 2019 года перевод денежных средств ФНБ в зарубежные проекты. Отправной точкой инициативы Минэкономразвития стало положение Бюджетного кодекса, которое допускает инвестирование средств ФНБ, если они превышают 7% ВВП.
Известно, что на 1 сентября 2018 года объем фонда достиг 5,16 трлн рублей, или $75,8 млрд. В августе он вырос еще на 316 млрд рублей, а в 2019 году его объем достигнет целевого показателя, после которого инициатива Минэкономразвития станет реальностью.
Господин Орешкин считает, что инвестиции должны быть направлены не в российскую экономику, а иметь внешний характер, чтобы, внимание (!), «не разрушать существующую макроэкономическую конструкцию».
Министр предложил вкладывать средства ФНБ по трем направлениям. Первым является кредитование зарубежных предприятий, которые закупают российскую продукцию. Второе направление — строительство российской производственной базы за рубежом. Предполагается, что это расширит присутствие компаний за границей и обеспечит им более легкий доступ на рынки третьих стран. Третье предложение господина Орешкина – направить часть средств ФНБ на льготное финансирование строительства сервисных центров, которые бы обслуживали российскую продукцию за рубежом.
Между тем Федеральная антимонопольная служба (ФАС) анонсировала сокращение господдержки российских промышленных предприятий, а правительство в семь раз урезало программу поддержки, например, сельхозмашиностроения.
Новости партнеров
Напомним, ранее компания Ernst&Young провела опрос среди руководителей российских предприятий, и 84% респондентов отметили, что намерены продать свои активы, оказавшиеся рисковыми или нерентабельными.
Тему раскорреляции между словами премьера Медведева о тяжелой шестилетке и заявлениями главы МЭР Орешкина о том, что российская экономика за этот период обгонит Германию и войдет в топ-5 крупнейших экономик мира, мы обсудили с президентом Союза предпринимателей и арендаторов России Андреем Буничем.
— Андрей Павлович, как прокомментируете это разногласие?
— Им бы лучше договориться как-то друг с другом, прежде чем делать заявления. Потому что, когда премьер-министр заявляет, что будет трудная жизнь, готовьтесь к сложностям и ничего хорошего не ждите, а его же министр рапортует, что всё прекрасно, мы Германию обойдем — возникает какой-то когнитивный диссонанс. Что же, на самом деле, они думают?
Мне кажется, никаких предпосылок для того, чтобы Россия обходила Германию, не существует на сегодняшний день. Если бы политика сменилась – может быть, об этом можно было бы говорить, да и то гипотетически. Сегодня, при нынешнем курсе, с чего вдруг произойдет этот рывок в развитии? Во-первых, как считать? Как мы должны обходить Германию? Допустим, по расчетам в долларах мы даже в десятку сейчас не входим. По покупательной способности мы на шестом месте.
— То есть это такие фантазии, получается?
— Это фантазия с самого начала, и постановка цели тоже. По реальному ВВП нам бы, дай Бог, в десятку войти. Но если даже брать покупательную способность, мы действительно отстаем чуть-чуть, допустим, от Германии, на 3%. Но Германия растет устойчиво ежегодно на 2-2,5%. У нас же в лучшем случае будет 1,2-1,3%.
— Зачем они делают подобные странные заявления? Могли бы промолчать, вообще не говорить об этом.
— Мне кажется, это просто шапкозакидательство. Обычное такое психическое воздействие на население, чтобы выдвинуть какие-то лозунги, ничем не подкрепленные. Мы коммунизм к 80-му году должны были построить. Поэтому в нашей стране к этому не привыкать.
— Реакция среди тех, кто видел эту новость, мягко говоря, неоднозначная. И самая такая удобоваримая формулировка: ну, а как там с Португалией?.. Еще одна важная тема. Министерство экономического развития предложило узаконить вывод государственных денег ФНБ из страны. Как прокомментируете данную инициативу Орешкина?
— Диковатая, конечно, идея. И объяснение особенно поражает: «чтобы не нарушать нынешнюю макроэкономическую конструкцию», которая, очевидно, представляется Орешкину превосходной. Или стабильной, равновесной. Я не знаю, как он оценивает нынешнее состояние российской экономики, если его нельзя нарушать никаким образом. Очевидно, он считает, если появились дополнительные деньги, их надо срочно вывести из российской экономики.
Иначе они могут пагубно повлиять на людей, если они будут повышать их доходы, на бизнес, если вдруг они будут вложены в какие-то проекты и пойдут на поддержку бизнеса в виде сокращения налогов или с помощью льготного кредитования. Все это нельзя ни в коем случае делать, потому что это может нарушить конструкцию, при которой все деньги сразу же отправляются на Запад. Свыше $40 за баррель – все должно быть отправлено туда во всех возможных формах.
— По меньшей мере, это странно, согласитесь.
— Это не просто странно. Это удивительно просто. Как можно в таких условиях, когда нет денег в бюджете ни на кого, НДС повышать? Сокращены расходы по многим статьям — и на ВПК, и на науку, и на культуру, и на здравоохранение. И вдруг всё это направляется в какой-то ФНБ, который наполняется, а после эти деньги отправляются за границу, как предлагает Орешкин, чтобы они ни в коем случае не дошли до российской экономики. Вот так это, в принципе, выглядит. При том, обращу ваше внимание, что накануне они обсуждали создание какого-то инфраструктурного фонда.
— Да-да, новый фонд у нас. Фонд развития.
— Зачем? У нас институтов развития и так достаточно. Внешэкономбанк, Фонд прямых инвестиций. Это все уже есть. Казалось бы, что вам еще надо? Деньги поступили в бюджет, так предусмотрите через существующие фонды развития их вложения. Нет, надо какую-то сложную конструкцию изобретать! Деньги в ФНБ поступают – сразу же за границу. И параллельно создается какой-то фонд, который будет работать почему-то на заемные средства. То есть свои деньги надо отдать под 0% за границу, и тут же занимать на внутреннем рынке.
— Причем сумма-то очень серьезная, более 8 трлн рублей предлагают изъять из экономики.
— И это в ситуации, когда закрываются предприятия, все хотят продать бизнес, жалуются на большие трудности у реального сектора. И при этом еще какие-то байки рассказывают о том, что мы скоро кого-то обгоним, перегоним и т.д.
Я ко всему этому отношусь очень скептически. И считаю, что либо это неадекватность, какая-то профессиональная непригодность Орешкина, либо это просто преднамеренное введение нас в заблуждение.