Министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил о намерении провести границы в Азовском море и признать его международным пространством
Вслед за намерениями выйти из «Большого договора» 1997 года о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией украинский режим Петра Порошенко готовится инициировать денонсацию соглашения 2003 года о совместном использовании Москвой и Киевом вод Азовского моря и Керченского пролива. Звучащие по этому поводу заявления украинских официальных лиц свидетельствуют о нагнетании конфликтной обстановки и подготовке к новым провокациям.
Новости партнеров
Так, накануне глава украинского МИД Павел Климкин предложил перевести воды Азовского моря под международный контроль. Напомним, что согласно соглашению 2003 года, Азов является внутренним морем одновременно для России и Украины.
«Мы пытаемся сейчас сконцентрировать наших партнеров на то, чтобы политически и юридически Азовское море было признано обычным территориальным морем…», — заявил Климкин.
По словам украинского министра, в Азовском море должна быть проведена делимитация границы между Украиной и Россией.
«С морской границей мы сначала доведем дело с нашим арбитражным иском в рамках Конвенции по морскому праву, получим четкие юридические выводы, а потом будем работать по логике обычного, нормального территориального моря, когда и Азовское море, и Керченский пролив, они собой представляют международное пространство. И над этим сейчас работаем», — продолжает Климкин.
Фактически это заявление украинского министра иностранных дел является очередным антироссийским выпадом и попыткой продемонстрировать всеобъемлющую поддержку Киева со стороны Запада. Теоретически превращение Азовского моря из сугубо внутреннего моря России и Украины в международные воды дает основания на заход в него военных судов третьих стран, в том числе кораблей НАТО, о которых недавно упоминал замминистра Украины по «временно оккупированным территориям» Георгий Тука. Чисто практически реализация такого сценария неосуществима в условиях полного контроля России над Керченским проливом. Иными словами, чтобы запереть Россию на узком и мелководном участке акватории Азовского моря, Киеву и стоящим за ним глобальным игрокам необходимо сначала взять под контроль Крым, что после воссоединения 2014 года превратилось в нечто из области ненаучной фантастики.
Также глава МИД Незалежной заявил о необходимости усиления украинского военного присутствия в регионе, в частности направленного на организацию противодесантных действий. Похоже, в Киеве всерьез рассчитывают спровоцировать Россию на серьёзные силовые меры, которые одновременно решат сразу две задачи – отмену заведомо проигрышных для Порошенко выборов под предлогом введения военного положения и получение серьезной финансовой помощи от «западных партнеров» под истерику о военной угрозе со стороны России.
«Климкин уже много чего наговорил, в том числе сделал ряд заявлений, которые противоречат всем его предыдущим высказываниям. То есть Азовское море действительно, согласно российско-украинским договоренностям, является внутренним морем для России и Украины. Соответственно, проход и нахождение кораблей, и украинских, и российских, регулируется двусторонними соглашениями, которые, заметьте, базируются на Большом договоре о дружбе между Россией и Украиной. Сейчас Порошенко намерен выйти из этого договора, а некоторые украинские политики требуют денонсировать соглашение по пользованию Азовским морем. Но вы знаете, они, наверное, не понимают, что если это произойдет, то Украина вообще потеряет какой-то легальный статус для беспрепятственного прохождения Керченского пролива и нахождения в Азовском море. Это единственная договорная база, на основании которой украинские корабли могут спокойно там ходить, в том числе находиться в российских территориальных водах», — заявил политолог Владимир Корнилов.
Новости партнеров
По мнению эксперта, на выход Украины из «Большого договора» 1997 года и соглашения о пользовании Азовском морем 2003 года Россия может ответить ограничением свободного прохождения украинских судов по Азовскому морю и Керченскому проливу и приравниванием их к судам третьих стран. В такой ситуации Украина понесет куда большие экономические потери, нежели Россия, гражданские суда которой и без того в настоящее время не подходят к украинскому побережью Азова ввиду того, что там продолжаются военные действия (в районе Мариуполя), а также существует угроза их захвата, как это было с «Нордом».
После того, как Россия в ответ на пиратские действия Украины предприняла определенные меры военно-политического и экономического характера, в Киеве осознали, что не имеют механизмов для решения этой проблемы с сохранением лица.
«Поэтому, они пытается сейчас как-то привлечь внимание западной общественности. Вы видели, родился совершенно безумнейший план, противоречащий всем международным нормам и законам о заходе в Азовское море кораблей НАТО, о чем говорили люди на уровне заместителей министров Украины. То есть, Украина играет в эту самую войну, которую она якобы ведет с Россией, и понимает, что без этой войны никто же финансовой помощи не даст. Вот она и нагнетает ситуацию», — подчеркнул Корнилов.
По мнению политолога, члена Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдана Безпалько, Украина может инициировать принятие какого-то международного документа по Азовскому морю, подобного конвенции Монтрё, однако появление такового в принципе невозможно без учета мнения и интересов России.
Заявление же Климкина о некоем «международном статусе» азовских вод эксперт рассматривает в контексте политического давления на Россию, которое абсолютно не связано с какими-либо выгодами и приобретениями для Украины.
«Для украинской элиты основным способом существования является борьба с Россией и получение для этого каких-то ресурсов. Не столько строительство независимой и процветающей Украины, сколько борьба с Россией. На этом всегда строилась вся идеология украинского национализма. Поэтому, нет ничего удивительно, что и в отношении Азовского море продолжают действовать те же самые идеи и ценности», — заявил Безпалько.
Эксперт также напомнил, что Россия контролирует Керченский пролив и способна принять меры, которые приведут к экономическому коллапсу в завязанных на порты Азовского моря украинских регионах.
«Сейчас Азовское море по факту внутреннее море России. И Россия пока что позволяет курсировать судам, которые идут в украинские порты или из них. Но в любой момент Россия может этот кран закрыть, и тогда Азовское море просто превратится в закрытую бутылку. Это будет внутреннее море России. Украинские порты — Мариуполь, Бердянск полностью утратят свое значение», — отметил собеседник.
Новости партнеров
Добавим, что неадекватность и недоговороспособность украинской политической элиты, организованные ею террористические акты и пиратские нападения на мирные суда ставят Москву в ситуацию, когда принятие практических мер, направленных на возвращение Азовскому морю статуса внутренних территориальных вод России, становится не просто делом чести государства, престижа и восстановления исторической справедливости, но и вопросом региональной безопасности.