На днях американцы анонсировали очередной раунд санкционных ограничений в отношении России. За последние несколько лет новости подобного рода уже стали звучать несколько буднично. Ну не вызывают они у нас ни особого удивления, ни иной раз даже обычного любопытства. Вот кто, например, может с ходу точно сказать, какой это по счету санкционный накат на Россию? 55-й? 56-й? Если бы замглавы МИД РФ Сергей Рябков намедни не дал себе труда подсчитать количество попыток Запада «наказать» и «перевоспитать» нашу страну, то мало кто узнал бы, что счет таким бесплодным потугам уже пошел на шестой десяток. И тянется эта вереница с 2011 года. Когда никакого Крыма не было и в помине, заметьте. В этом, кстати, и заключается первостепенный нюанс нарастающего давления Запада на Россию: сейчас нас хотят «проучить» за якобы имевшее место применение химического оружия на территории Великобритании. Хоть теперь-то все понимают, что cитуация с Крымом была совсем не причиной, а всего лишь поводом для антироссийских санкций Запада? Не было бы присоединения полуострова, сразу же предъявили бы счет за Сирию, Донбасс, Солсбери — да мало ли за что еще. Была бы Россия, а повод обвинить ее во всех смертных грехах человечества найдется.
Россия виновата уж тем, что коллективному Западу хочется кушать — иными словами, сохранить ту модель мироустройства, при которой США остаются ядром и непререкаемым лидером международной капиталистической системы. Важно учитывать, что с точки зрения распределения мировых ресурсов Соединенные Штаты — глобальный реципиент: они производят значительно меньше валовой продукции, чем потребляют. Такой дисбаланс может опираться только на силу и угрозу ее применения, иначе бы остальной мир просто не стал бы мириться с таким дисбалансом.
Новости партнеров
Наша страна бросает вызов такой несправедливой и ущербной практике одностороннего доминирования США в ущерб другим странам. То есть хотим мы того или нет (и, конечно же, скорее второе), но сам факт существования России в ее нынешнем виде является угрозой американскому «влиянию, ценностям и богатству».
Очевидно, что обоснование текущего витка санкционного давления на нашу страну со стороны Государственного департамента США не выдерживает никакой критики. Едва ли американцы, которые просто не могут не учитывать предыдущего опыта давления на Москву, действительно верят в то, что смогут «перевоспитать» Россию. На самом деле Вашингтон готовит против нас новые «сокрушительные» санкции, для того чтобы максимально навредить стране, которая, согласно стратегии по национальной безопасности США, является наряду с Китаем «державой-ревизионистом» и «главным конкурентом» Соединенных Штатов в «новой эре конкуренции».
Это означает, что давление на Россию будет продолжаться до тех пор, пока наша страна не прекратит попыток создать мир, «не обязательно соответствующий интересам и ценностям США». То есть это практически навсегда.
Именно из таких предпосылок исходит руководство России, реалистично и взвешенно оценивая стоящие перед нашей страной вызовы. Вслед за убедительной заявкой на глобальную политическую самостоятельность неминуемо следует ускоренная суверенизация национальной экономики. Только экономически самодостаточная страна может претендовать на то место в мире, которое, к удивлению и негодованию Запада, по факту заняла Россия.
Фактически у нас просто не остается иного выбора, кроме как продолжить путь на углубленное импортозамещение во всех стратегически важных отраслях экономики. Более эффективного ответа на нескончаемые западные санкции сложно и придумать.
Будет не лишним напомнить, что в свое время молодой СССР был не просто под санкциями, а в реальной международной изоляции более 15 лет. США официально признали Советский Союз и его право на существование лишь в 1933 году. За это время наша страна вышла по совокупному объему ВВП и производству промышленной продукции на первое место в Европе и на второе место в мире. С таким экономическим гигантом уже просто нельзя было не считаться.
Не менее показателен и пример Северной Кореи. Несмотря на десятилетия санкционного давления, страна смогла вывести свою ядерную программу на уровень передовых ядерных держав и обеспечить свою обороноспособность в мире, в котором способность постоять за себя перед лицом жандармских устремлений США приобретает решающее значение.
Новости партнеров
Иными словами, ни в прошлом, ни в настоящем и, видимо, ни в будущем нет ни одного весомого примера того, как западные санкции против непокорных стран возымели ожидаемый эффект. Очевидно же, что давление Запада является скорее мобилизующим, чем деморализующим фактором.
Что касается чувствительных для нас ограничений на передачу нашей стране высоких технологий в ряде стратегически важных отраслей производства, то, опять же, они и так применяются по отношению к СССР–России на протяжении последних десятилетий, независимо от степени нашей дружелюбности или враждебности к Западу. Стоит ли напоминать, что та же пресловутая дискриминационная «поправка Джексона – Вэника», серьезно ограничивающая торговые отношения США с Советским Союзом-Российской Федерацией, действовала с 1974 по 2012 год и была отменена только для того, чтобы без промедления «наказать» Москву «актом Магнитского».
В общем, как гласит русская мудрость, нет худа без добра. Конечно же, ни в коем разе нельзя приветствовать западное санкционное давление, которое является деструктивным по своему замыслу. Но не исключено, что через несколько лет мы даже скажем Западу спасибо за неожиданно положительный для России эффект от санкций, которые по какому-то недомыслию были призваны «наказать» и «перевоспитать» нашу страну…
Автор — политолог, руководитель аналитического центра «СтратегПРО»