Властям США удалось предотвратить крупную серию терактов, исполнителями которых должны были выступить дети и подростки. Удивляться тут нечему: ежегодно ряды организованной преступности пополняют десятки тысяч несовершеннолетних. Эта особенность криминального мира почти миновала Европу, но стала одним из главных вызовов для американцев в XXI веке.
В начале августа в ходе рейда в военизированном лагере на окраине городка Амалия полиция штата Нью-Мексико обнаружила 11 детей. Все они были истощены и проживали в крайне антисанитарных условиях. Следователи утверждают, что хозяин лагеря – Сирадж ибн Ваххадж – учил этих детей стрелять и планировал использовать их как киллеров, мечтая организовать масштабные бойни по типу печально известной трагедии в школе Колумбайн. Полицию он встретил вооруженный пистолетами и винтовкой AR-15. При этом в лагере был найден солидный запас патронов.
Новости партнеров
В ходе расследования выяснилось, что девятеро найденных были родными детьми ибн Ваххаджа, а лагерь он построил и оборудовал сам. Несколько дней полиция искала младшего из сыновей – четырехлетнего мальчика, страдавшего эпилепсией. Его отец и мать считали, что ребенок одержим бесами, и собирались провести обряд экзорцизма, а давать ему лекарства отказывались. Спустя несколько дней в окрестностях нашли останки маленького мальчика. Сейчас ведется их идентификация.
Герой расследования – человек с непростой биографией. Его отец – чернокожий уроженец Бруклина Джеффри Кирс – вырос в добропорядочной семье нью-йоркских афроамериканцев. Трудолюбивые супруги работали в местной больнице и были убежденными баптистами. Но когда Джеффри исполнилось 18 лет, он вступил в радикальную религиозно-политическую организацию «Нация ислама» и взял себе псевдоним «Джеффри 12 Икс» – в честь знаменитого Малкольма Икс, одного из лидеров «Нации».
Это объединение афроамериканцев использует ислам, чтобы противопоставить себя белому большинству и объявить оному идейную (пока что) войну. В конце времен чернокожие последователи «Нации ислама» планируют устроить на территории США Страшный суд – это буквально один из их догматов. Даже правозащитники из Southern Law Poverty Centre, традиционно озабоченные поиском только белых националистов, признают, что «Нация ислама» использует «язык ненависти» и практикует «черный расизм».
В 1975 году Джеффри 12 Икс официально сменил баптистскую веру на суннитский ислам, а имя – на Сирадж Ваххадж, в переводе с арабского это означает «яркий свет». По свидетельству журналистов, в своих проповедях он призывал к введению шариата в США и подчеркивал, что ислам стоит выше демократии. В 1993 году его имя связали со взрывом в гараже Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке, однако Сирадж ибн Ваххадж отверг все обвинения и до сих пор проповедует в известной бруклинской мечети.
Именно таких радикальных проповедников имеет в виду Дональд Трамп, когда говорит, что политический ислам представляет угрозу для американцев. В то же время Сирадж ибн Ваххадж-старший прекрасно уживается с истеблишментом Демократической партии и активно вербует единомышленников в демократическом Нью-Йорке. После скандала вокруг сына он созвал пресс-конференцию, на которой объявил, что сам навел полицию на военный лагерь, где содержались его внуки.
На взгляд европейца, сама идея сколотить банду террористов из детей выглядит просто дико, однако для США это стало печальной реальностью уже давно. Начиная с 1960-х детская и подростковая преступность была устойчивым трендом. Знаменитые лос-анджелесские банды «Крипс» и «Бладс» создавались 16-летними чернокожими подростками, у которых к тому моменту уже имелся солидный криминальный опыт.
В период Великой рецессии, начавшейся в 2007 году, рост детской преступности стал стремительным. Только по официальным данным, на сегодняшний день в американских бандах состоит около 300 тысяч детей в возрасте от пяти до семнадцати лет. А согласно исследованию, опубликованному в научном журнале Journal of Adolescent Health, их число достигает миллиона.
Новости партнеров
Мотивы лидеров таких банд прозрачны – ребенок по определению уйдет от ответственности за преступления, а на вербовку ведется легко. В наши дни в Америке практически не осталось традиционных для подростков подработок типа «подстричь газон» или «помыть машину». Сделав закладку наркотиков и получив первую сотню долларов на карманные расходы, дети с удовольствием втягиваются в криминальную активность.
У подростков из диаспор выбора вообще не осталось. В бедных этнических кварталах банды буквально правят всем, а все родственники либо работают на гангстеров, либо платят им дань. Средний возраст, в котором начинают вербовку такие знаменитые банды, как MS-13 или «Банда 18-й улицы», составляет восемь–девять лет – малышню используют для торговли наркотиками, воровства в магазинах и дальнейшей вербовки ровесников. Озабоченные этой проблемой школьные учителя пожаловались властям. Единственное, что предоставили им власти, – это цветная брошюрка, объясняющая, как по рисункам в тетрадках вычислить, к какой именно банде принадлежит ребенок.
MS-13 – гигантский международный преступный синдикат, традиционно пополняющий свои ряды за счет несовершеннолетних мигрантов из Центральной Америки. Только в 2014–2016 годах южную границу США перешло больше 120 тысяч детей от 6 до 17 лет. На границе их оформляют как «несовершеннолетних без сопровождения», это означает, что отказать им во въезде нельзя. Прибывших заселяют в специальные убежища, начинают процедуру оформления документов, а пока суд да дело, юные мигранты часто сбегают и начинают работать на бандитов.
Согласно официальной статистике, в один только штат Вашингтон начиная с 2014 года переселилось 18 тысяч несовершеннолетних мигрантов из стран Центральной Америки. За этот же период в нем в разы выросло общее количество преступлений и особо жестоких убийств. Отрезанные головы, отрубленные руки, изуродованные до неузнаваемости трупы – все это классический почерк MS-13. Схожая ситуация в фешенебельном когда-то Лонг-Айленде – там подростки из MS-13 буквально терроризируют местное население.
Идея Дональда Трампа заключается в том, чтобы разворачивать таких несовершеннолетних мигрантов на мексиканской границе. Но демократическая пропаганда выдает это за издевательство над детьми, а приюты для них называет не иначе как «детскими концлагерями».
Трагедия ситуации в том, что многие подростки из Сальвадора и Гватемалы бегут в США именно для того, чтобы скрыться от вербовщиков MS-13. На их родине за отказ от вступления в банду буквально убивают на месте. Однако в США они попадают в диаспору, где им опять грозит смертельная опасность – их либо вовлекут в преступную деятельность, либо зарежут за попытку сбежать.
Так что по американским понятиям в идее сделать террористов из подростков нет ничего экстраординарного. Сирадж ибн Ваххадж учит детей стрелять из винтовок и пистолетов и планирует массовые убийства. Его отец проповедует ислам чернокожей молодежи в Бруклине. Вместе они работают боевым авангардом афроамериканского меньшинства. Пока это только метафора, но в случае расовой войны она быстро станет реальностью.