Украина создаст военно-морскую группировку из кораблей и катеров в Азовском море для противодействия России
О переброске на Азов части сил ВМС Украины заявил накануне секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов. Главный организатор АТО посетил Мариуполь и передовую ВСУ в районе Широкино, где проинспектировал организацию береговой обороны и укрепления на побережье Азовского моря.
Как следует из сообщения на официальном сайте СНБО Украины, Турчинов обвинил Россию в попытках организовать военно-экономическую блокаду подконтрольного Киеву побережья Азовского моря, чтобы затем провести сухопутную и морскую операцию по взятию под контроль Мариуполя. Для предотвращения такого сценария секретарь СНБО предложил перебазировать часть корабельно-катерного состава ВМСУ в Азовское море, развернуть дополнительные посты наблюдения за береговой линией и акваторией Азовского моря, а также создать группы быстрого реагирования, в задачи которых будет входить «противодействие российским провокациям в Азовском регионе».
Новости партнеров
Однако, как говорится в известной поговорке, гладко было на бумаге, да забыли про овраги… Так на чем же собирается ходить по ним бывший завотделом агитации и пропаганды Днепропетровского обкома комсомола с наполеоновскими амбициями?
Украинская дилемма: затопить или заминировать?
Обратим внимание, что нагнетание Украиной военной истерии в Азово-Черноморском регионе продолжается уже более трех месяцев – с тех пор, когда российские пограничники начали проводить профилактические мероприятия, досматривая все следующие в украинские порты и в обратном направлении корабли. Предпринятое Москвой усиление мер безопасности в Азовском море было вызвано двумя обстоятельствами – незаконным задержанием украинскими пограничниками экипажа российского рыболовецкого сейнера «Норд» из Керчи 25 марта 2018 года и поступающими из Киева угрозами в отношении Крымского моста, автомобильное движение по которому было торжественно открыто 15 мая этого года.
Однако действия России на Азове вызвали в Киеве настоящую панику и крики о надвигающейся с моря «агрессии». Все это время тема российской угрозы со стороны Азовского моря не сходила с первых полос украинских телеканалов и новостных изданий. Многочисленные военные и гражданские «эксперты» в Киеве вели жаркие дискуссии на тему противодействия «агрессору».
По сути, все сводилось к двум точкам зрения: одни кричали о необходимости перейти к открытому противостоянию с Россией на Азовском море и топить российские пограничные корабли, другие утверждали, что таковое попросту невозможно из-за отсутствия у Украины полноценной военно-морской компоненты в Азовском море, да и попросту самоубийственно. Бывший командующий ВМС Украины контр-адмирал Сергей Гайдук даже предлагал заминировать акваторию Азовского моря в районе Мариуполя, чтобы не позволить российским кораблям высадить десант.
В опубликованном 8 августа в Facebook заявлении командования ВМСУ открытым текстом говорится, что ни о каком паритете с Черноморским флотом России не может идти и речи, однако для одержания «перемоги» над «агрессором» Украине будет достаточно «сбалансированных ВМС». Симптоматично, что командование ВМС Украины признало, что окончательно провалило программу строительства корветов, в том числе «Владимир Великий», старт которой был дан ещё за несколько лет до государственного переворота 2014 года. Поэтому решено было сосредоточить усилия на строительстве малых бронированных катеров прибрежной зоны проекта 58155 «Гюрза-М». За три года было построено и введено в состав ВМСУ шесть таких катеров, которые несут боевую службу в Одессе.
«Москиты» Порошенко летят кусать «Москву»
Новости партнеров
Стоит обратить особое внимание, что на Украине разработана и активно пропагандируется целая концепция боевого применения этих катеров, каждый из которых по своей боевой мощи равен примерно двум бронетранспортерам. Об украинской стратегии «москитного флота» и присущей ему тактике «волчьих стай» мы уже подробно рассказывали. На попытки не потерявших чувства адекватного восприятия действительности украинских военно-морских экспертов обратить внимание на несостоятельность такой концепции в условиях наличия у России боевых кораблей с современным ракетным вооружением в ВМСУ дали отдающий бравадой и шапкозакидательством следующий ответ:
«После публикаций некоторых «диванных флотоводцев» создается впечатление, что общество намеренно отвлекают от действительно болезненных проблем развития ВМС и направляют внимание на вымышленную «проблему» несостоятельности бронированных катеров потопить крейсер «Москва».
Каким образом легкий бронированный катер проекта «Гюрза-М» будет топить флагман Черноморского флота, в ВМСУ уточнять не стали. Однако не вызывает сомнений, что пропаганда эффективности «москитов» переплетается исключительно с бизнес-составляющей первых лиц украинского государства. Мало для кого является секретом, что строительством украинского «москитного флота» целиком и полностью занимается киевское судостроительное предприятие «Кузница на Рыбальском», хозяином которого является президент Незалежной Пётр Порошенко. В то время как некогда ведущие кораблестроительные предприятия Николаевщины, строившие тяжёлые авианесущие крейсеры для океанского флота Советского Союза, доведены до состояния коллапса, подконтрольный Порошенко киевский судостроительный заводик процветает и обеспечен заказами на долгие годы вперед. А если такой «сбалансированный флот» приносит сбалансированный доход, то зачем ещё что-то придумывать? Куда проще скормить «патриотически настроенному» электорату красивую байку об «агрессоре» и неизбежной «перемоге» над ним.
«Москиты» на Азове — щедрый подарок Турчинова российскому флоту
Возвращаясь к заявлению Турчинова о создании военно-морской составляющей украинского флота на Азовском море, отметим, что речь может идти разве что о переброске этих самых «москитов» Порошенко из Одессы в Бердянск или Мариуполь. Другого флота у Украины попросту нет. Корабли и катера морской погранохраны, которые присутствуют на Азове в количестве около двух десятков единиц (если при этом учитывать рыбацкие лодки с символикой морской охраны), не в счёт. Отметим, что это вполне реально сделать воздушным или сухопутным путем (просить разрешение у «агрессора» на прохождение своих посудин под Крымским мостом гордые укры наверняка не решатся, а если и решатся, то не факт, что получат). Более того, о необходимости такого шага в августе 2016 года (задолго до инцидента с «Нордом» и «блокады» Россией украинских азовских портов) говорил главком ВМСУ Игорь Воронченко, предлагавший перебросить в Бердянск дивизион-другой «москитов», так что слова Турчинова вряд ли можно считать сенсацией.
Другое дело, что перевод в Азовское море этих катеров не изменит ровным счетом ничего. Ведь максимум на что они способны, это демонстрировать флаг на парадах и гонять браконьеров на реках или в прибрежной морской акватории. Ну, или, в полном соответствии с украинскими морскими традициями, нападать на безоружные рыбацкие суденышки и захватывать в плен их экипажи лишь на том основании, что они «зрадники» из Крыма.
Анализировать же громкие заявления украинских политиков следует, также исходя из контекста приближающихся выборов. Слова о необходимости активного противодействия России на Азовском море путем переброски туда бесполезных «москитов» – это попытка в очередной раз слепить на ровном месте «перемогу», продемонстрировав «украинским патриотам» заботу о безопасности Украины. Ведь мало кто из электората станет задумываться над тем, что в случае реального боевого столкновения, которым постоянно пугают украинцев Порошенко, Турчинов и им подобные, эти катера и их экипажи ждет весьма незавидная участь боевых мишеней, как это произошло десять лет назад во время принуждения к миру Грузии. Если они, конечно, поддадутся на псевдопатриотическую истерику, а не последуют примеру своих сослуживцев, без единого выстрела сдавших России весь украинский флот в Крыму в марте 2014 года.