Хельсинский саммит лидеров России и США стал очередным триумфом российской дипломатии, но приведет лишь к ухудшению отношений между Москвой и Вашингтоном
Если отбросить частности, то суть хельсинского саммита президентов России и США заключается в том, что Владимир Путин наглядно продемонстрировал в столице Финляндии всему миру желание решить наиболее острые проблемы в отношениях с США (российское «вмешательство» в американские выборы, Донбасс, Сирия и проч.) путем выдвижения конкретных и реализуемых предложений на этот счет.
Новости партнеров
Хотите урегулирования в Донбассе в условиях неработающих по вине Киева минских соглашений? Хорошо, мы не держимся за свой успех. Давайте проведем под строжайшим международным контролем референдум в отложившемся от постмайданного Киева Донбассе. И его народ честно скажет, чего он хочет, что и позволит поставить точку в этом конфликте.
Упорно обвиняете Россию во «вмешательстве» в американские президентские выборы 2016 года? Называете конкретные имена? Хорошо.
Давайте воспользуемся договором от 1999 года о взаимной помощи по уголовным делам: присылайте запрос, а потом и своих следователей в Москву, допрашивайте обвиняемых во «вмешательстве» лиц, но и нам позвольте в таком случае допросить граждан США, «которые имеют какое-то отношение к незаконным действиям на территории России», включая экс-посла Майкла Макфола.
Хотите урегулирования в Сирии? Давайте сотрудничать. Предлагаем разработать совместный план возвращения в Сирию беженцев из Ливана и Иордании, создать общую с США группу по финансированию восстановления инфраструктуры САР… И так во всем.
В общем, Путин осыпал Трампа конкретными предложениями, позволяющими вывести из кризиса и резко улучшить двусторонние отношения. Трамп, с симпатией относящийся к России, потому что она, в отличие от Китая и ЕС, не является экономическим «соперником» США по причине слабости своей экономики, назвал эти и другие предложения российского лидера «превосходными». Некоторые попросил Путина пока не озвучивать, чтобы дать ему подумать.
Чего добился Путин в Хельсинки?
Президент России добился в Хельсинки сразу нескольких целей. Во-первых, показал всему миру, заинтересованному в лучших отношениях между двумя крупнейшими военными державами, что Россия настроена конструктивно и намерена решать имеющиеся проблемы. Во-вторых, и это очень важно, Путин, предложив конкретные, реальные, даже рискованные для России (как в случае с донбасским референдумом) пути решения имеющихся проблем, которые Трамп также хотел бы решить, поставил вопрос о дееспособности американского лидера.
Новости партнеров
Вот теперь Трампу и карты в руки: хотели решать проблемы, так давайте же это делать. Ну а если хозяин Белого дома не сможет их решить, значит, он действительно не имеет полноты власти, его руки связаны в проведении внешней политики. И тогда все останется как есть. Но Россия будет уже в этом не виновата — она ведь была готова, это США не желают решать эти проблемы. Иными словами, это был «экзамен» для Трампа, и все зависит от того, сдаст он его или нет.
Почему Трамп не сдал экзамен Путину?
И хотя в Москве наверняка в некоторых кругах теплилась надежда, что проблемы двусторонних отношений должны не накапливаться, а решаться, ничего подобного, естественно, не происходит. И Царьград неоднократно писал, почему: российско-американские отношения превратились в заложника жесточайшего конфликта внутри американской элиты по поводу дальнейших путей развития страны.
Она окончательно не разругалась только потому, что и демократы, и республиканцы, стоящие за ними глобалисты и сторонники идеи «Америка прежде всего» пышут русофобией и ненавидят Россию, объединились против нее. Лишить их этой возможности, «поладив» с Россией, которая США очень мало чем и где мешает, будет для американского истеблишмента настоящей катастрофой. Так как в этом случае не на кого окажется переводить стрелки, ничем не рискуя, американским «глобалистам» и «почвенникам».
В результате Трамп вновь продемонстрировал, что внешнюю политику в США определяют другие, и договариваться с ним на этот счет просто бессмысленно.
«Потрясающая» идея насчет допросов лиц, которых Москва и Вашингтон считают виновными во вмешательстве в свои внутренние дела, похоронена американцами. Та же судьба постигла и идею донбасского референдума, которую отклонили Вашингтон и его киевские марионетки. А ведь это были ключевые предложения Путина по нормализации российско-американских отношений.
Уважают только сильных
Несколько иная ситуация с Сирией, но по совершенно понятной причине. США готовы договариваться со своими оппонентами только с «позиции слабости», когда они слабее и рассчитывают в ходе заключения компромиссной сделки усилить свои позиции. В Сирии, где по-прежнему идет война, США слабее России. Только этим объясняется тот факт, что по этому вопросу у Москвы и Вашингтона может получиться о чем-то договориться.
Новости партнеров
А поскольку главным действующим лицом с американской стороны тут выступает Пентагон, то неудивительно, что Минобороны США лояльнее всех других американских структур отнеслось к итогам хельсинского саммита Трампа и Путина и оно не критикует своего президента и Верховного главнокомандующего за приглашение президента России прибыть в сентябре с визитом в США.
«Я считаю, что обмен мнениями и откровенные дискуссии между нашими лидерами нужны. Я думаю, это приглашение вполне нормально и практично», — сказал замглавы Пентагона Джон Руд в интервью телекомпании CNN. А еще Трампа поддержал всегда идущий не в ногу сенатор Рэнд Пол, что-то невнятное в его защиту пробурчал вице-президент Майк Пенс. Передернув и вывернув наизнанку то, что Трамп заявлял в Хельсинки, его «поддержал» глава Госдепа Майкл Помпео, а все остальные решительно осудили. Причем и демократы, и республиканцы. Сенат и Палата представителей конгресса США просто кипели от негодования.
Отношения уже стали хуже
Но если мы понимаем, зачем американскому истеблишменту нужна «злая Россия», то не будем всему этому удивляться. Как и тому, что саммит в Хельсинки уже привел к ухудшению российско-американских отношений. Они не стали лучше после приуроченного к нему ареста за океаном очередной российской «шпионки» Марии Бутиной, беспрецедентных требований «допросить переводчика» и внесения демократами в Палату представителей конгресса США пакета из около 20 различных мер по сдерживанию «российской агрессии». Чтобы наказать Москву новыми санкциями за Крым, Украину, Сирию, Скрипалей, «вмешательство в американские выборы»…
Просто удивительно, если с российской стороны могли ожидать чего-то другого. Если посол России в США Анатолий Антонов не лукавил, заявив на площадке дискуссионного клуба «Валдай», что он предвидел смешанную реакцию на саммит президентов России и США, но «не ожидал, что будет реакция жесткого неприятия всего того, что обсуждали президенты», то нам остается только развести руками.
Как Трамп рассчитывает «победить» Путина
Однако было бы ошибочно думать, что Трамп будет слишком сильно унывать в связи с тем, что его окружение уже в основном выхолостило его хельсинские договоренности с Путиным. Этот человек никогда не признается, что его прерогативы во внешней политике крайне ограничены. Он никогда не допустит, чтобы создалось впечатление, что его загнали в угол, и что он вчистую проиграл шахматную партию более опытному шахматисту. И Трамп уже показал, как он будет действовать. Именно так, как ведут себя дети в подобных случаях: он одним махом сметет расположившиеся невыгодно для него фигуры на шахматной доске и объявит своего победителя проигравшим.
«Если не заработают договоренности с Путиным, то я стану для него таким врагом, которого он еще не встречал», — заявил Трамп в эфире телеканала CNBC.
Как мило. США через голову Трампа выхолащивают и срывают его договоренности с Путиным в Хельсинки, после чего они, естественно, не могут заработать, но виновником этого объявляется президент России, который превращается тем самым в злейшего врага Трампа.
Почему будет еще хуже?
И ведь это обязательно произойдет. Сценарий уже известен: договоренности извращаются настолько, что приглашенный в сентябре в США Путин должен будет фактически подписать капитуляцию России. А если он откажется это сделать и будет настаивать на том, что договаривались в Хельсинки совсем о другом, или вообще не приедет в Вашингтон, то будет объявлен Трампом своим врагом.
Ничего личного: чтобы помочь тем самым республиканцам не проиграть назначенные на 6 ноября промежуточные выборы. Поскольку ненависть и угрозы стереть в экономическом и финансовом смысле в порошок Россию будут популярны у распаленного на этот счет избирателя, Трамп и возглавит эту кампанию, чтобы не отдавать данный козырь в руки демократов. Он не так прост, как многие думают. А в России еще спорят, следует или не следует Путину ехать в США…
Трампа интересует прежде всего внутренняя политика: экономическое, финансовое положение США, сильная армия. Он с самого начала использовал Россию при возможных симпатиях к ней в роли дымовой завесы для решения по-настоящему важных вопросов своего президентства.
Вопрос о власти, которая будет еще более урезана с перспективами импичмента, если республиканцы плохо выступят на промежуточных выборах, очень важен для Трампа. Он пожертвует Россией в этих условиях без малейших колебаний. Поэтому очень наивными окажутся рассуждения политиков, политологов и журналистов, что «российско-американские отношения пробили дно». Все еще впереди: после сентября из плохих они превратятся в ужасные.