Трамп ускоряет падение украинского недогосударства
По мере того, как всплывают разные новые подробности прошедшего в канадском курортном городке Ла Мальбе саммита ведущих западных стран, становится уже даже не смешно, а грустно. Ладно бы протокольное фото, в конце концов, это просто картинка, застывший во времени миг, но ведь там лидеры делали заявления, в принципе, переворачивающие всю картину международных отношений с ног на голову.
Так, в частности, на протокольном ужине президент США выразил глубокое недоумение позиции Евросоюза по «вопросу Крыма». Трамп удивился, мол, что тут непонятного? Крым российский хотя бы потому, что «все жители там говорят по-русски» (интересные выоды, кстати, по поводу Белоруссии). А Украина, по его словам, вообще государство предельно коррумпированное. Так что о чем тут вообще еще можно говорить?
Новости партнеров
На первый взгляд, это очень плохая новость для Киева, означающая конец его моральной поддержки со стороны США. Но главная суть случившегося в другом. Лидер США сделал, по сути, очень фундаментальное заявление, но при этом никто на данный момент не в состоянии определить: это Трамп так просто эксцентрично пошутил или его слова означают начало глобальных перемен во внешней политике США?
Потому что, если второе, то как быть с объявленными, и даже усиленными, антироссийскими санкциями, введенными как раз на основании отказа в признании изменения статуса Крымского полуострова?
Впрочем, важнее другое. Чем дальше, тем очевиднее становится простая истина о том, что возникшее обострение отношений – это не за Крым и не за Украину, это просто потому, что на кону по-прежнему стоит принадлежность Европы. Точнее, итоговый ее вектор –геополитической направленности. И вот тут слова Трампа означают окончательный конец самого понятия коллективного Запада. Никакого коллектива больше нет. США преследуют исключительно собственные цели, ради достижения которых они готовы разрушить любые былые политические конструкции и союзы. Причем руководствуется Вашингтон в этом, прежде всего, сиюминутными выгодами. Остальным, что называется, «кто не спрятался, я не виноват».
Складывающееся положение опасно тем, что все многообразие дипломатических и экономических отношений откровенно сводится к прямому силовому противостоянию. Учитывая текущее положение вещей ожидать именно открытой войны между ведущими военно-политическими блоками не стоит. Слишком высока разрушительная мощь современного оружия, да и фактор ядерного сдерживания по-прежнему работает. Но конфликт остается неразрешенным, а значит, противостояние, как пар в перегретом котле, будет неизбежно находить выход в виде в экономической области.
Фактически это означает ускорение разрушения сложившегося глобального экономического, прежде всего финансового, механизма. Американская правящая элита, не без оснований, считает своей сильной стороной доминирование американских банков и американского доллара в мировых взаиморасчетах. Причем, если доля доллара уже близка к сползанию ниже отметки в 50% (Всемирный банк в своем прогнозе даже говорит — менее 47% по итогам 2016 года), то в части самих банков более 60% мирового капитала и 76% всего крупного корпоративного бизнеса, вне зависимости от его официальной национальной принадлежности, либо находятся непосредственно в США, либо имеют там свои ключевые активы. Что открывает перспективу их «отобрать и переделить».