Поведенческая модель российской молодежи может подорвать основы пенсионной системы. Об этом сообщается в докладе Центробанка «Основные направления финансового рынка на период 2019–2021 годов».
Эксперты Центробанка считают: люди, родившиеся в 1980-2000 годах, используют свои средства для получения «впечатлений, по своей мотивации не всегда ориентированных на перспективу». А это может подорвать устойчивость существующей модели пенсионной системы.
Новости партнеров
«Такая поведенческая черта способна привести к отказу от активного обладания частной собственностью, что также скажется на росте экономики в негативном ключе». То есть, попросту говоря, молодые спускают деньги на развлечения, удовольствия, поездки, хобби. Квартиру не покупают, на старость не копят – живут как попрыгунья-стрекоза.
Чтобы улучшить дело, Центробанк планирует создать «дружественную среду» и работать с «поведенческой иррациональностью» молодых клиентов.
Да, молодёжь сегодня не склонна к длительным инвестициям – чтобы это заметить, право слово, не надо быть аналитиком Центробанка. И это вовсе не диво. Удивительно было бы обратное.
Молодые выражают дух эпохи, а он у нас какой? «Живи сегодня!» Вот они и живут.
Господствующее чувство жизни – и у нас, и на Западе – плоское: прошлого и будущего как бы нет. Как на средневековой картинке, когда ещё не умели рисовать перспективу. Ходовая философия объявляет такое положение правильным и желательным. Оно даже название имеет: «жить в отрезке сегодняшнего дня» – не печалясь о прошлом и не заморачиваясь будущим.
Самое главное, учит современная мудрость, это то, что происходит с тобой сейчас, в данную минуту. Надо уметь наслаждаться каждым мгновением жизни, потому что нет ничего ценнее, чем сегодняшний день. Критерием любого жизненного выбора, от малого до крупного, является ответ на вопрос: «Меня это радует?» Всё должно радовать – от прикольных шнурков до лекции в вузе. Не радует? Тотчас бросить! Современный покупатель платит не за предмет, а за эмоции, с ним связанные; по сути он покупает эмоции.
Получать удовольствие постепенно превращается в некий нравственный императив современного человека. Огромное значение сегодня приобретает то, что прежде считалось просто приятным довеском: хороший вид из окна порой повышает стоимость квартиры в полтора раза. Даже место в кафе, где ты проведёшь максимум полчаса, многие выбирают серьёзно и придирчиво: радует? не радует?
Новости партнеров
Само по себе это на первый взгляд безобидно и вроде бы не вызывает возражения: да, надо наслаждаться, надо радоваться – что в том плохого?
Однако в этой мотыльковой философии есть большой подвох. Жизнь строго в настоящем исключает любые большие достижения. Потому что для большого достижения приходится жертвовать сегодняшними радостями ради завтрашних или даже – о ужас! – послезавтрашних.
Поразительное падение мастерства, умелости, искусности во всех видах искусства, что мы наблюдаем в последние десятилетия, как мне кажется, объясняется именно культом сегодняшней радости. Сегодня никто не вкладывается в серьёзное, многолетнее обучение чему бы то ни было. Так, настрополился слегка – и порядок.
Будущее отсутствует и в сознании отдельного «маленького человека», и в государственном мышлении. Политика без идеологии. Просто голосуй за хорошего человека Путина – и он каким-то чудом наладит жизнь в стране. Практически без твоего участия. Живи сегодня!
И живут. Та же ресурсная экономика, которой мы живем – есть порождение современного чувства жизни. Никто не затевает больших и долгосрочных проектов: за сегодня не успеть, а завтра не существует. Ощущение такое, что всё должно не нынче-завтра провалиться в тартарары, и все с этим согласны, но из политкорректности помалкивают. Но провалится оно завтра, а сегодня надо успеть поесть-попить-повеселиться. В этом потайной (да и не сильно потайной) смысл лозунга «Живи сегодня!» Государственная идеология – то есть официальная образ завтрашнего дня – запрещена.
Часто говорят: как можно строить планы, когда вокруг всё так нестабильно, всё может в любую минуту рухнуть. Тут, мне кажется, переставлены причины и следствия. Нестабильно было с начала времён, но люди всё-таки имели чувство будущего, а сегодня его нет. Это не связано с нестабильностью. Мало того, вполне возможно, что люди своей коллективной верой в будущее удерживают мир от хаоса и краха. Нет этой веры – и завтра может не наступить.
Вот что проявилось в неправильном инвестиционном поведении молодёжи. Если мы хотим его изменить – начинать надо не с молодёжи. Государство должно показать пример длинной воли и долговременных инвестиций. Хочется верить, что это случится.
А что до пенсии – тут надо тоже принять какое-то политическое решение. Например сказать: её больше не будет. Хотите иметь накопления на старость – копите сами. Это дисциплинирует всех и лишает ложных надежд. А то, что происходит сегодня, вносит в сознание молодых путаницу: вроде и будет эта пенсия, а вроде и сами должны что-то копить…
Новости партнеров
Надо внести ясность. И желательно перед очередными выборами, а не после них: чтобы народ реально знал, что выбирает.