Как выяснил “Коммерсант”, «Нафтогаз Украины» готов сохранить ставку транзита российского газа через Украину в 2020–2028 годах примерно на нынешнем уровне. Но для этого «Газпром» должен согласиться прокачивать по 110 млрд кубометров в год и на рост тарифов в 2018–2019 годах на треть — совокупно на $2,3 млрд. В противном случае «Нафтогаз» намерен взыскать с «Газпрома» в арбитраже компенсацию обесценения своей газотранспортной системы в размере до $11 млрд. Собеседники издания, близкие к «Газпрому», называют эту позицию «шантажом».
Стала известна позиция «Нафтогаза Украины» по условиям транзита российского газа в 2020–2028 годах — после истечения текущего транзитного контракта с «Газпромом». По словам собеседников, условия коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко направил зампреду правления «Газпрома» Александру Медведеву «на майских праздниках».
Новости партнеров
«Нафтогаз» предлагает такие варианты — самостоятельное бронирование «Газпромом» мощностей газотранспортной системы (ГТС) Украины либо их бронирование клиентами «Газпрома» (последнее фактически означает сдачу газа «Газпромом» на восточной границе Украины). В этих случаях применимым правом для контракта будет украинское, которое, настаивает «Нафтогаз», сейчас гармонизировано с энергозаконодательством ЕС. Другой вариант — продажа газа «Нафтогазу» на восточной границе Украины с обратной покупкой этого объема на западной (газовый своп). В этом случае плата за транзит будет оформлена как маржа между сделками, и «Нафтогаз» готов на контракт по другому праву, в том числе по шведскому (как сейчас в транзитном контракте).
Что касается уровня тарифов на прокачку, то «Нафтогаз» настаивает на их повышении уже в 2018–2019 годах (то есть в рамках действующего контракта), считая их заниженными.
Формула тарифа сейчас состоит из двух частей — ставки за прокачку 1 тыс. кубометров на 100 км плюс цены «топливного газа» (который «Газпром» поставляет «Нафтогазу»). Топливная составляющая — компенсация затрат «Нафтогаза» на газ, сжигаемый на компрессорных станциях для обеспечения транзита. Сейчас полная ставка транзита, по нашим расчетам,— $2,52 на 1 тыс. кубометров на 100 км, в том числе $0,65 топливной составляющей.
«Нафтогаз» исходит из того, что «Газпром» в соответствии с решением Стокгольмского арбитража будет прокачивать по ГТС Украины не менее 110 млрд кубометров в год в 2018–2019 годах («Газпром» с этим не согласен). По действующей ставке без учета топливной составляющей «Нафтогаз» будет получать $2,55 млрд выручки в год. Но украинцы хотят $3,7 млрд — с ростом тарифа примерно на 33%. Компания 13 марта направила «Газпрому» уведомление о пересмотре тарифов, и если стороны не договорятся, собирается идти в арбитраж. После 2019 года «Нафтогаз» считает достаточной тарифную выручку в $2,7 млрд в год без топливной составляющей (рост ставки на 3% при прочих равных), но при условии транзита 110 млрд кубометров в год. Украинцы предлагают перенести повышенные платежи за 2018–2019 годы на 2020–2028 годы, тогда в ближайшие два года тариф не изменится, а затем средний платеж составит $3,2 млрд в год.
«Газпром» не только не собирается прокачивать 110 млрд кубометров, но и публично заявляет о будущем снижении транзита через Украину до 10–15 млрд кубометров (в реальности это возможно не ранее 2021 года — Ред.). По словам собеседников, «Газпром» на переговорах занял позицию, согласно которой после 2019 года плата за транспортировку газа от границы РФ до Германии через центральный коридор (Украина, Словакия, Чехия) должна быть сопоставима с тарифом по строящемуся трансбалтийскому газопроводу «Северный поток-2». По расчетам «Нафтогаза», в таком случае тариф через Украину должен упасть в 2,5 раза, до $1 за 1 тыс. кубометров на 100 км.
По словам источников, если «Газпром» настаивает на снижении тарифов или откажется гарантировать загрузку ГТС в 110 млрд кубометров, «Нафтогаз» хочет потребовать в арбитраже компенсации обесценения ГТС из-за неполной окупаемости инвестиций. Размер обесценения при тарифе в $1 и транзите до 13 млрд кубометров «Нафтогаз» оценивает в $11 млрд, при текущем тарифе и транзите в 65 млрд кубометров — в $6 млрд. В «Газпроме» отказались от комментариев, в «Нафтогазе» не ответили на запрос.
Текущий (транзитный.— Ред.) контракт ни при каких условиях, даже при смене Солнца и Луны, продлеваться не будет. Мяч на украинской стороне — они должны обосновать привлекательность и возможность транзита
Александр Медведев, зампред правления «Газпрома», 24 апреля
Собеседник, близкий к «Газпрому», называет подход Киева «шантажом», поясняя, что поэтому российская компания и расторгает текущий транзитный контракт в Стокгольмском арбитраже: «Это даже смешно рассматривать». Другой источник в отрасли полагает, что сдача газа на границе Украины традиционно неприемлема как для «Газпрома», так и для его европейских потребителей, а вариант со свопом несет лишь дополнительные риски, «поскольку неизвестно, что «Нафтогаз» сделает с этим газом». По его словам, предварительно в рамках будущих переговоров с участием ЕС обсуждается вариант с бронированием мощностей ГТС на 30 млрд кубометров в год, то есть оплачиваться будут мощности, а не объем транзита.
Новости партнеров
«Сейчас ранняя стадия, переговоры толком не начались, и обе стороны, естественно, будут просить себе луну с неба»,— говорит собеседник в отрасли. Он полагает, что «Нафтогаз» хочет максимально монетизировать позитивное для него решение Стокгольма по транзиту и пытается сыграть на страхе «Газпрома» перед новыми арбитражами. «Украина дает понять, что ей терять нечего, в отличие от «Газпрома», которому нужно снабжать потребителей и после 2019 года»,— говорит источник.