Петр Порошенко попробовал себя в европейской колумнистике и написал публицистический материал ведущей немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung. Тема — как немцам правильно строить отношения с «российским монстром», которого, по мнению пана Порошенко, Германия «кормит».
Самое громкое заявление статьи уже все СМИ растиражировали: целью газопровода «Северный поток — 2» является отнюдь не банальная взаимовыгодная торговля энергетическим сырьем. И даже не обход территории, формально подконтрольной Порошенко. А «уничтожение Европы».
Новости партнеров
Строительство газопровода в статье именуется «исторической ошибкой». Русский газ, не проходящий через украинские трубы, гибелен для европейской промышленности. Nord Stream 2 — это никакой не «коммерческий» (в чем всех убеждает, например, Ангела Меркель), а сугубо геополитический проект Кремля. Он «не имеет ничего общего с экономическими и частными интересами, но направлен только на подрыв единства Европы».
Ну и, наконец, самое главное.
Nord Stream 2 — это еще и «совершенно ненужный газопровод», который «свяжет Европу с тем, кто ее презирает».
И единственная ему альтернатива — «поддержать тех, кто хочет объединиться с Европой».
…Что тут любопытно.
Во-первых — то, что у тех, кто «хочет объединиться Европой», банально нет своих объемов газовой добычи, необходимых Европе.
Во-вторых — вопиющий, но непреложный факт, что «украинский транзит» даже на сегодня обходится европейцам прилично дороже, чем газ, идущий в Германию по «Северному потоку —1».
Новости партнеров
В-третьих — если говорить серьезно, то вообще-то Германия сейчас с огромным удовольствием примеряет на себя ту роль, от которой самостоятельно, без какого-либо давления, отказалась сама Украина.
Эта роль называется «европейский хаб русского газа», и за нее Германия сейчас конкурирует отнюдь не с Украиной, а с Турцией. А с этим когда-то «больным человеком Европы», а теперь едва ли не самым агрессивным из игроков на местных энергетических рынках шутки плохи. Это не плюшевые по отношению к своим заокеанским «партнерам» украинцы. У Турции есть свои интересы и свои виды на Средиземноморье.
В-четвертых — уже сейчас ясно: с учетом серьезного падения собственной европейской добычи единственной альтернативой «русской трубе» может быть только сжиженный природный газ (СПГ). Причем, скорее всего, СПГ опять-таки русский. Поскольку продавливаемая сейчас «заокеанскими партнерами» энергетическая тема всем уже понятна. Американцы, несмотря на всю «дымовую завесу», отнюдь не претендуют на европейские газовые рынки. Они для этого слишком умны и прагматичны: рядом с «русским газом» они банально неконкурентны по цене. Но вот перенаправить русские потоки СПГ из ямальской Сабетты в Европу, освободив тем самым от конкурентов премиальные рынки Юго-Восточной Азии, — задача достаточно реалистичная. И им для этого всего-то-навсего достаточно политически «прибить» любые (подчеркиваем, любые) новые трубопроводные проекты Российской Федерации в страны Евросоюза. Или хотя бы максимально осложнить их строительство. А украинская ГТС при этом даже не требует никаких дополнительных вложений: она развалится сама.
И вот тогда русские будут вынуждены гнать свой СПГ в Европу.
Причем по договорной цене и по «длинным контрактам».
Высвобождая тем самым азиатские рынки под «американские сланцы», ради чего, собственно, все это и затевалось.
…Да, кстати. На вопрос «при чем здесь, собственно, Украина?» следует ответить: несмотря на пламенную публицистику Петра Алексеевича, Украина здесь совсем ни при чем. Это обычная, в общем, судьба территории лимитрофа. Лимитроф, будучи неспособен на какие-либо самостоятельные действия, принимает участие в «большой игре» исключительно в качестве мелкой карты, которую при определенных условиях не грех разменять.
И, наконец, последнее. Заметим, что для того, чтобы быть напечатанным в приличной европейской газете, многократно попрощавшемуся с Россией Порошенко приходится писать о ней.
Новости партнеров
Иначе кому его публицистика там, в Европе, нужна.