«Освобождение» шахтерского города Порошенко хочет сделать своим козырем в предвыборной гонке
Артиллерийская канонада и стук пулеметных очередей в окрестностях подконтрольного ДНР города Горловка не смолкают уже почти две недели. Активная перестрелка противоборствующих сторон по странному совпадению началась аккурат ранним утром в День Победы — 9 мая. И с тех пор не прекращается. Сегодня утром, 21 мая украинские военные открыли огонь по северу и западу Горловки из тяжелой артиллерии. Один из снарядов попал в пятиэтажный дом на улице Шашурина, пострадали четыре человека, двое из них находятся в тяжелом состоянии
Чтобы спасти хотя бы детей в самой Горловке срочно закрыли все школы и детские сады. Тем не менее, почти ежедневно из этого города приходят сообщения об убитых и раненых мирных жителях.
Новости партнеров
Накануне: по данным представительства ДНР в Совместном центре контроля и координации прекращения огня и стабилизации обстановки на Юго-Востоке Украины, утром 20 мая из контролируемого украинской армией населённого пункта Жованка было выпущено три 82-мм мины по поселку Зайцево к северу от Горловки. Далее в сводке сказано: «По уточненным данным, в результате минометного обстрела со стороны ВСУ тяжелые ранения получили Симонов С. Ю., 1972 г. р., и Дымченко Н. Д., 1984 г. р., проживающие по адресу: ул. Полетаева, 127. От полученных ранений Симонов С.Ю. скончался, Дымченко Н.Д. госпитализирована в тяжелом состоянии (травма живота и многочисленные осколочные ранения обеих ног)».
18 мая со стороны украинских позиций по жителям Калининского района Горловки был нанесен артиллерийский удар из 122-мм гаубиц снарядами со стреловидными убойными элементами 3Ш1. Такие боеприпасы при установке взрывателя на картечь при прямой наводке в буквальном смысле выкашивают по направлению полета полосу шириной от 200 до 300 метров. Правда, в ту пятницу никто не угодил под этот обстрел и обошлось без потерь.
Понятно, что еще тяжелее сегодня приходится тем, кто сидит в окопах по обе стороны фронта. Тем временем и из Киева, и из Донецка наперебой непрерывно звучат победные реляции о собственных оглушительных успехах и тяжелых утратах ненавистного врага.
В целом складывающаяся картина грозных событий настолько противоречива, что не вызывает никакого доверия. Впрочем, она выглядит в точности так, как и должна выглядеть в ожесточенной информационной войне. Поэтому, скорее всего, от истины далеки и те, и другие. Но попробуем разобраться, что и почему творится нынче под Горловкой в действительности?
В принципе нечто подобное за годы гражданской войны в Донбассе случалось не раз. Но есть несколько серьезных оснований подозревать, что теперешние кровопролитные боестолкновения под Горловкой выбиваются из общего ряда.
Прежде всего, обратим внимание, что ВСУ с начала мая в Донбассе официально прекратили так называемую «АТО». И вместо нее приступили к ООС — Операции объединенных сил. Причем перед нами не просто дежурная смена вывески. По мнению специалистов, Киеву удалось существенно улучшить организацию боевых действий и оперативность управления войсками. Ведь ранее было так: общее руководство «АТО» осуществлял Антитеррористический центр Службы безопасности Украины. Но на передовой сражалась все равно главным образом армия. Однако все основные решения украинские общевойсковые командиры вынуждены были проводить через сбушников. Межведомственные согласования вели к неизбежным потерям драгоценного времени.
С начала мая все не так. За все отвечает штаб командующего ООС генерал-лейтенанта Сергея Наева. Кстати, персонажа весьма примечательного. Наев сегодня не устает рассказывать, какой он горячий патриот Украины и как во имя ее счастья убьет любого. Но биография генерала внушает на сей счет обоснованные сомнения.
Новости партнеров
К моменту развала СССР Наев завершил учебу в Московском высшем общевойсковом командном училище, был направлен командиром мотострелкового взвода в группу войск в Германию. Правда, его завидная служба «впереди пограничных застав» по неизвестной причине продлилась недолго. И уже в 1992 году отправили молодого лейтенанта туда, куда Макар телят гонял, — в Дальневосточный военный округ.
Тогда, если помните, Киев только-только приступил к строительству собственных Вооруженных сил и со всего бывшего Советского Союза скликал любых желающих присягнуть на верность народу Украины. Но, видимо, в ту пору Сергей Иванович не был особенно уверен в стойкости собственной любви к своей нынешней родине. И откликаться на ее зов не торопился. Лишь когда сообразил, что Дальний Восток в развалившейся стране — это может оказаться навсегда, решил все же порвать с Россией и связать свою судьбу с ВСУ. Произошло прозрение только в мае 1993 года.
Потом было множество ступеней головокружительной карьеры. И теперь именно этот решительный 48-летний украинский генерал планирует наступление ВСУ на Донбасс. В чем может заключаться замысел Наева? И зачем ему сегодня именно Горловка?
Тут просто необходимо вспомнить, что всего через десять месяцев на Украине должны состояться президентские выборы. И Петр Порошенко, безусловно, спит и видит себя их победителем. Для этого нужна самая малость: доказать народу своей страны, что ты верен обещаниям, с которыми в первый раз взбирался в высокое кресло. Одно из главных из них звучало коротко: вернуть Донбасс под юрисдикцию Киева! Причем, Петр Алексеевич обещал избирателям сделать это практически мгновенно. Без шума и пыли.
Критикуя «попередников» за нерешительность на этом поприще, в мае 2014 года Порошенко заявлял: «Антитеррористическая операция… должна быть короткой и эффективной. Антитеррористическая операция не может и не должна продолжаться месяцами, она должна проходить за часы».
Тогда Украина ему поверила и вручила гетманскую булаву. И что же? За четыре минувших года «каденции» президента Порошенко фронт практически не сдвинулся с места, а «АТО» превратилась в бессмысленную, изнурительную и кровавую позиционную войну. В предстоящей избирательной кампании за это ведь спросят другие претенденты, верно?
Поэтому в Донбассе срочно нужен громкий боевой успех. Захватом отдельных поселков в так называемой «серой зоне» тут не отделаешься. Другое дело — крупный город. Если поднять над ним «жовто-блакитный прапор», да взобраться на установленную по случаю такой неслыханной виктории трибуну, то и заявление о собственных притязаниях на второй президентский срок будут выглядеть куда весомее.
Донецк и Луганск при таком раскладе приходится отмести сразу. Оба города по меркам Украины просто огромны, заранее подготовлены к длительной обороне. Их штурм грозит ВСУ обернуться огромной кровью. Как следствие — катастрофические электоральные потери для организатора и вдохновителя такой «победы».
Новости партнеров
Что остается? А остается Горловка, в которой еще четыре года назад проживали 271 000 человек (сколько осталось сегодня, естественно, не скажет никто). Во-первых, она ближе всего к линии фронта. По северо-западной окраине (район станции Майорская), западным, северным и северо-восточным предместьям города проходит линия разграничения сил в Донбассе.
Во-вторых, с 2014 года, по сути, находится в полуокружении украинских войск.
В третьих, Горловка раскинулась на огромной территории в 400 квадратных километров. И, кроме центральной части, состоит из нескольких шахтерских поселков, связать которые в единую систему обороны очень сложно. Возможно лишь создание изолированных и лишенных локтевой связи опорных пунктов, которые можно подавлять по одиночке.
В-четвертых, отсюда до Донецка рукой подать — всего 37 километров по прямой. Таким образом, в случае падения Горловки ближайшие окраины столицы ДНР окажутся в пределах досягаемости артиллерии ВСУ.
В-пятых, падение Горловки поставит в сложное положение части 1-го армейского корпуса ДНР, обороняющие расположенные неподалеку Енакиево, Углегорск и Дебальцево.
Теперь о соотношении сил в этом районе. По данным из открытых источников, общая численность украинских войск на линии соприкосновения в этом районе примерно в 2,5−3,5 раза выше, чем у противостоящих им частей 1-го армейского корпуса ДНР. А танков и артиллерии у ВСУ под Горловкой больше в 1,5−1,7 раза.
Главная ударная сила Киева под Горловкой — 24-я имени короля Даниила и 54-я отдельные механизированные бригады. Именно 24-ю мехбригаду сегодня наиболее рьяно и славят в Киеве за майские якобы боевые успехи под Горловкой. Заключаются эти «успехи» в том, что подразделения бригады в «серой зоне» продвинулись примерно на два километра от Богдановки в сторону поселка Петровский и заняли находящийся на этой территории поселок Чигири.
Правда, эксперты утверждают, что целью операции были вовсе не Чигири, а господствующий над окрестной степью террикон закрытой еще в 1963 году небольшой шахты Шеверевка в Никитовском районе Горловки. Если бы взять его удалось, украинские артиллеристы получили бы прекрасную возможность корректировать с террикона огонь по центру города. Но атаки ВСУ пока отбиты. Надолго ли?
Ввиду опасной ситуации в район боевых действий переброшен главный резерв 1-го армейского корпуса ДНР — отдельный штурмовой батальон «Сомали». Тот самый, который создал знаменитый Гиви (Михаил Толстых), погибший от руки украинских диверсантов в феврале 2017 года.
Между тем, наблюдатели обращают внимание и еще на один красноречивый факт, который, возможно, свидетельствует о начале серьезной операции ВСУ, санкционированной, конечно, Пентагоном.
В последние месяцы американские разведывательные беспилотники оптикоэлектронной и радиолокационной разведки RQ-4B Block 30 «Global Hawk с базы НАТО Сигонелла в Сицилии совершают регулярные облеты зоны вооруженного конфликта. Но 12 мая, когда канонада под Горловкой уже гремела вовсю, такой воздушный разведчик ВВС США с позывным UAVGH000 внезапно отклонился от привычного маршрута. Пройдя над Кировоградской и Днепропетровской областями, он направился в район Харькова. Но там-то пока все спокойно, чего же разведывать?
Объяснение этому может быть, на мой взгляд, единственное. Харьков у самой границы с Россией. Следовательно, военных США очень интересует, состояние и готовность к маршу именно российских войск, дислоцированных у границ Украины. Тогда выходит, что Пентагон опасается, чтобы в случае массированного удара по Горловке со стороны РФ через границу внезапно не загрохотал танковыми гусеницами сильнейший «Северный ветер». Который может смести ВСУ с захваченных позиций.
Тут, конечно, чемпионат мира по футболу на носу. И это сильно ограничивает Кремль в военно-политическом маневре в виде «Северного ветра». Но на войне всякое бывает. И заокеанские кураторы Киева обязаны это учитывать.