Бывший британский посол в Узбекистане, ныне правозащитник Крейг Мюррей рассказал, кому могло быть выгодно отравление бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля, работавшего на спецслужбы Великобритании, и его дочь Юлию.
Инцидент произошел 4 марта в городе Солсбери. Лондон утверждает, что к отравлению Скрипалей веществом А234 причастно российское государство, Москва это категорически отрицает.
Новости партнеров
Свою версию происходящего Мюррей представил в беседе с журналистами Дэннисом Бернстайном и Рэнди Кредико, опубликованной на сайте The Consortium.
Никаких реальных доказательств
«Я не говорю, что русские этого не делали, — отметил Мюррей в начале беседы. — Я говорю, что существуют и другие варианты развития событий. <…> Никаких реальных доказательств того, что это сделала Россия, нет».
Мюррей также прокомментировал публичные обвинения Бориса Джонсона в адрес России.
«Интересно, что при общении с журналистами Борис Джонсон (министр иностранных дел Британии. — Прим. ред.) и многие другие утверждают, что яд завезли из России, однако в официальных заявлениях парламента и Совета безопасности ООН указывают «оружие типа разработанного в России». Эта формулировка очень отличается от того, когда говорят, что это русское оружие», — подчеркнул Мюррей.
Кому выгодно?
Отвечая на вопрос, кому выгодно это нападение, Мюррей сказал, что в нем могут быть заинтересованы представители военно-промышленного комплекса: «Это (нападение. — Прим. ред.) разжигает новую холодную войну. Военная промышленность от этого выиграет больше всего — такие события положительно сказываются на оборонном бюджете. <…> В Британии в оборонном секторе работают около 100 тысяч человек: в стране с 60-миллионным населением это очень сильная и прибыльная сфера». При этом Мюррей добавил, что для консерваторов «дело Скрипаля» — легкий способ укрепить позиции».
Новости партнеров
По словам экс-посла, военные и торговцы оружием заинтересованы в холодной войне, поскольку «видят угрозу своим бюджетам». «Начинается эпоха, когда будет много милитаристских заявлений. Рассчитывать на международное сотрудничество особо не стоит», — подытожил Мюррей.
Связь «дела Скрипаля» с «досье на Трампа»
Бывший посол также отметил еще одну сторону «дела Скрипаля»: его возможная связь с досье на Дональда Трампа, согласно которому предвыборная кампания действующего президента США была связана с российскими официальными лицами.
«В создании досье на Трампа участвовал Кристофер Стил (бывший агент британских спецслужб. — Прим. ред.), работавший на Orbis Intelligence (британская компания, созданная бывшими сотрудниками спецслужб. — Прим. ред.). Он был сотрудником МИ6 в посольстве в Москве в то время, когда Скрипаль был двойным агентом. Со Скрипалем ежедневно общался Пабло Миллер, который тоже работал на Orbis Intelligence, — рассказывает Мюррей. — У МИ6 никогда не было доступа к Путину, о котором говорится в досье. Таким образом, большая часть этого досье — ложь».
Мюррей считает, что Скрипаль был связан с этим досье: «Как и Стил, Пабло Миллер был агентом МИ6 в России. Он жил в Солсбери, неподалеку от Скрипаля. Если вы хотите создать досье на Трампа и его связи с окружением Путина, вам нужен русский источник, который предоставит имена и тем самым сделает документ достовернее». По мнению Мюррея, такие детали мог предоставить именно Скрипаль.
«Есть также вероятность, что Скрипаль был двойным агентом, который работал за деньги, — говорит Мюррей. — Работая за границей, он продавал данные о британцах в Россию. Человек не самых высоких принципов. Если ты стал двойным агентом, то ты можешь стать и тройным».