Решение Стокгольмского арбитража, обязавшее «Газпром» выплатить Украине 2,56 млрд. долл., вызвало на Печерских холмах восторг, сравнимый разве что с будущим получением американских «Джавелинов». Но головокружение, даже если оно происходит от успехов, не позволяет трезво оценить обстановку, которая на самом деле выглядит не так радужно, как пытается представить киевский режим.
Вначале была Юля…
Новости партнеров
Уже мало кто помнит, с чего началась нынешняя газовая эпопея. В 2009 году, еще при президентстве В.Ющенко, тогдашний премьер-министр Украины Ю.Тимошенко подписала с «Газпромом» 10-летний контракт на поставки газа. В соответствии с ним «Нафтогаз» обязался ежегодно закупать 40 млрд. куб. м газа в 2009 г., а начиная с 2010 года — 52 млрд. куб. м. В договор была включена и формула «бери или плати», согласно которой Киев был обязан оплачивать законтрактованные объемы голубого топлива даже при снижении потребления. Нарушение премьер-министром процедуры подписания этого невыгодного для Украины контракта и привело ее в тюрьму.
Но договоры должны выполняться. В связи с ростом цен на газ уже в 2010 г. у Киева возникли проблемы с оплатой. На тот момент ситуация разрешилась подписанием Харьковских соглашений, по которым Украина получала 100-долларовую скидку на газ в обмен на продление сроков пребывания ЧФ РФ в Крыму. Это стало лишь временной отсрочкой, поскольку к 2012 г. цена снова стала для Украины неподъемной. На сей раз «Нафтогаз» пошел на откровенное нарушение условий контракта, сократив закупки газа. Но, как следовало из соглашения с «Газпромом», даже в этом случае оплачивать Киев был обязан все 52 млрд. куб. м.
Государственный переворот 22 февраля 2014 г. открыл новую страницу в газовой войне против России. Новый украинский режим подал иск против «Газпрома» в Стокгольмский арбитраж, требуя ретроактивного изменения цены с мая 2011 г., взыскания переплаты за газ и отмены условия «бери или плати», а также пересмотра тарифов за транзит российского газа через территорию Украины. В ответ «Газпром» выдвинул встречный иск с требованием оплатить задолженность за уже поставленный газ, компенсацию за невыбранный с 2012 г. объем и пени за просрочку оплаты. Требования «Газпрома» к «Нафтогазу» составляли более $37 млрд.
Тем временем Украина с ноября 2015 г. вообще отказалась покупать российский газ, ожидая вердикта Стокгольмского суда.
И ты права, жена моя, и ты права, жена моя
Как водится в международных судебных инстанциях, Стокгольмский арбитраж принял решение в стиле «и вашим, и нашим». Из всего желаемого Украина получила лишь снижение цены на газ, полученный во втором квартале 2014 г., а также снижение обязательного объема закупки российского газа до 4 млрд. куб. м. И до истечения срока действия контракта с «Газпромом» украинский «Нафтогаз» обязан ежегодно закупать у РФ 5 млрд. куб. м газа. Ирония судьбы в том, что П.Порошенко&C° уже успели с гордостью объявить, что окончательно расстались с российским поставщиком и обеспечили свою энергетическую независимость. И вдруг такой пердимонокль.
Более того, Украина осталась должна «Газпрому» 2,019 млрд. долл., на которые уже набежало 20 млн. долл. штрафа. Платить «Нафтогаз» не собирался до тех, пока не будет вынесено решение Стокгольмского арбитража по вопросам транзита. И вот 28 февраля свершилось. Арбитраж обязал «Газпром» доплатить «Нафтогазу» 4,63 млрд. долл. за недопоставку согласованных объемов газа для транзита. Как подсчитали в Киеве, это судебное решение означает, что «Газпром» должен заплатить «Нафтогазу» 2,56 млрд. с учетом окончательного расчета за газ, поставленный в 2014 и 2015 гг. Напомним, что в рамках этого судебного процесса Украина требовала от РФ 17 млрд. долл. При этом Стокгольмский арбитраж отказал «Нафтогазу» в пересмотре транзитных тарифов и требовании привести транзитный контракт в соответствие с европейским и украинским законодательством.
Новости партнеров
«Газпром» отказался признать это решение, заявив о двойных стандартах применения норм шведского законодательства. Как прокомментировала ситуацию старший юрист CAF Group Ю.Семенова, «природа причин, вызвавших сокращение объемов закупки газа, в обоих случаях различна, но в случае с украинской стороной причина заключается исключительно в ведении хозяйственной деятельности Украины, а причина, вынудившая «Газпром» сократить транзит газа, не зависит от деятельности российской стороны: она зависит от действий третьих лиц, влиять на которые «Газпром» не в состоянии». Проще говоря, Европа сократила закупки газа, что и привело к сокращению транзита. В связи с этим «Газпром» объявил, что будет защищать свои интересы всеми законными способами.
То есть судебное разбирательство по поводу газовых взаимоотношений Киева и Москвы еще не закончено.
Война ради войны
Как и предполагалось, киевскому режиму нужно было вовсе не решение энергетических проблем с Россией, а продолжение газовой войны и шантажа. Несмотря на решение Стокгольмского арбитража, обязывающее стороны заключить дополнительное соглашение к контракту 2009 г. на поставки газа с 2018 г., «Нафтогаз» за несколько месяцев и пальцем не пошевелил. И лишь в конце февраля направил «Газпрому» предоплату, которую Москва, естественно, вернула ввиду отсутствия договора.
По мнению директора энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений В.Землянского, реакция «Нафтогаза» на действия «Газпрома» носит инфантильный характер. Но целью этой истерики было отнюдь не получение газа, а написание «телеги» в ЕС, которому предложено выступить посредником в отношениях с «Газпромом». Ну ни шагу без няньки.
Естественно, киевская власть, так и не выполнившая необходимых юридических процедур, обвинила в игнорировании решения Стокгольмского арбитража Россию. Как написал в своем «Твиттере» глава МИД Украины П.Климкин, «”Газпром” опустился до уровня «наперсточников». Не выполняет решение Стокгольмского арбитража, а теперь еще и снижает давление в трубе, будучи неспособным выполнять свои обязательства. Но мы их достанем. Их активы в Европе всем давно известны».
Невзирая на намерение российской стороны обжаловать решение Стокгольмского суда по транзиту, П.Порошенко уже начал угрожать: «Если «Газпром» не заплатит эти деньги, НАК должна добиться ареста активов «Газпрома» и обеспечения выполнения этих решений. Есть достаточно активов, которые в том числе задействованы, вроде “Северного потока — 2”». Об этом же сообщил и Глава «Нафтогаза» А.Коболев, считающий, что «у нас также есть средства для борьбы. Это принудительное взыскание средств. У «Газпрома» есть много активов: и в Европе, и во всем мире. Мы давно уже их инвентаризировали».
Таким образом, Киев пытается использовать стокгольмские решения для атаки на «Северный поток — 2». Впрочем, вряд ли в этом вопросе он найдет сочувствие у Европы. За несколько дней до вынесения вердикта по транзиту газа увидело свет письмо руководителей концернов OMV, Wintershall и Uniper, задействованных в реализации проекта «Северного потока-2», в котором говорится, что «мы не знаем каких-либо потребителей газа, которые предпочли бы променять российский трубопроводный газ на более дорогой сжиженный газ из США». В усилении своих позиций на энергетическом рынке Европы крайне заинтересована Германия, у которой достаточно ресурсов для подавления возни проамериканских марионеток из Восточной Европы.
Новости партнеров
Что же касается попытки втравить ЕС в «разборку» Украины с «Газпромом», представитель Еврокомиссии Анна-Каиса Итконен отметила, что Европа не получала «официального запроса на посредничество в газовых переговорах между Россией и Украиной. Как и всегда, Еврокомиссия готова играть роль честного посредника, если обе стороны попросят этого». Но нужно ли подобное посредничество России?
А дальше что?
Вся эта суета сует, конечно, крайне живописна, но не решает ни одной из ключевых проблем украинского энергетического сектора.
Недаром «Нафтогаз» и киевский режим, заливая уши украинцев победной трескотней, тщательно обходят вопрос о том, что будет с поставками газа и транзитом после 31 декабря 2019 г., когда истечет срок контракта с РФ. А как отразится на планируемой приватизации украинской ГТС, куда уже мостятся европейские компании, неопределенность с поставками российского газа и согласием России использовать украинский маршрут после 2019 г.?
В любом случае европейские потребители без газа не останутся, поскольку к этому моменту планируется запустить «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», суммарная мощность которых способна полностью заменить транзит через Украину. Прекрасно понимают это и в Европе, которая с течением времени все менее заинтересована в потворстве киевским истерикам.
Разрыв газового сотрудничества с Россией стоил Украине крайне дорого. «Газовый голод» обернулся падением химической и металлургической промышленности, составляющих основу экспортного потенциала страны. Это, в свою очередь, повлекло за собой дефицит удобрений, которые «аграрная сверхдержава» вынуждена импортировать… из России.
Максимум, что может получить Украина от сутяжничества в Стокгольме – это 2,56 млрд. долл. И то лишь в случае, если «Газпром» не выиграет апелляцию, а российское государство в Лондоне проиграет суд по украинскому долгу в 3 млрд. Вероятность последнего крайне мала, потому взаимные финансовые претензии могут выйти практически «в ноль».
Если это победа, то что тогда поражение?