Межгосударственный авиационный комитет (МАК) провел предварительный анализ записей бортового самописца самолета Ан-148, рухнувшего в минувшее воскресенье в Подмосковье. Наиболее вероятной причиной катастрофы, унесшей жизни шести членов экипажа и 65 пассажиров, стал вызванный обледенением сбой в работе индикаторов скорости у пилотов, что привело к критически быстрому снижению самолета.
В лаборатории МАК завершена расшифровка данных бортового параметрического самописца Ан-148–100В RA-61704, рухнувшего в Раменском районе Подмосковья в минувшее воскресенье. Об этом сообщила комиссия комитета по расследованию катастрофы.
Новости партнеров
«Предварительный анализ зарегистрированной параметрической информации показал, что в ходе всего полета, закончившегося авиационным происшествием, обогрев всех трех приемников полного давления (ППД, установлены на фюзеляже самолета, помимо прочего, определяют скорость самолета по давлению воздуха) находился в выключенном состоянии»,— говорится в выводах экспертов.
Как установили специалисты, взлет был начат около 14:21 по МСК. После отрыва от земли на высоте 130–150 м экипаж включил автопилот. На высоте 550 м была завершена уборка закрылков.
Проблемы с управлением самолета начались, по данным экспертов, через 2,5 минуты после отрыва от земли, когда лайнер достиг высоты 1300 м. С этого момента, как показал самописец, начали расходиться показания скорости у модулей воздушных параметров летчиков (на них поступают данные о скорости от ППД, которые отражаются на приборной панели). Уже через 25 с разница в показаниях достигала 30 км/ч. В этот момент на приборной панели загорелся сигнал «Сравни», который горел в течение 10 с, после чего погас. Через 50 с, на высоте около 2000 м, эта команда последовала вновь, причем все это время показания одного датчика скорости продолжали расти, а другого — падать.
После повторной команды экипаж отключил автопилот и стал управлять самолетом вручную. Еще через полминуты показания одного из датчиков упали до нуля, а другого — равнялись 560 км/ч. На высоте около 1800 м начали падать и показания второго датчика, которые достигли 200 км/ч и продолжали снижаться. Самолет был переведен в режим интенсивного снижения с углами тангажа на пикирование 30–35 градусов, однако заведомо заниженная скорость, указанная на приборах, не позволила экипажу реально оценить быстроту снижения.
Самолет рухнул в 14:27. Перед столкновением с землей показания скорости на одном из индикаторов вновь начали резко расти — до 800 км/ч, другой продолжал бездействовать. Однако на развитие ситуации это повлиять уже никак не могло.
«Предварительный анализ зарегистрированной информации, а также анализ аналогичных случаев, имевших место в прошлом, позволяют предполагать, что фактором развития особой ситуации в полете могли стать неверные данные о скорости полета на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением ППД при выключенном состоянии систем их обогрева»,— говорится в материалах МАК.
В Межгосударственном авиационном комитете добавили, что в ближайшее время будут проведены расшифровка бортового звукового магнитофона для получения информации о действиях экипажа, схемный анализ систем обогрева ППД на предмет возможных неисправностей и отказов, а также выкладка сохранившихся фрагментов систем обогрева ППД.
Новости партнеров
«В целях предотвращения авиационных происшествий и выработки оперативных рекомендаций» сегодня в МАК была проведена встреча с представителями Минобороны, МЧС, Росгвардии, Росавиации, Ространснадзора и авиакомпаний, эксплуатирующих Ан-148.
В свою очередь, официальный представитель СКР Светлана Петренко сообщила, что данные предварительного анализа специалистов МАК следствие будет рассматривать «в совокупности с другими материалами уголовного дела, находящегося в производстве Главного управления по расследованию особо важных дел СК России». Версия МАК следствием будет проверяться наряду с другими.