Российским предпринимателям в начале февраля грозит американская ревизия
Пентагон обнародовал новую Национальную оборонную стратегию США. В числе главных угроз – Россия, Китай, КНДР, Иран и терроризм. Противостоять им США будут за счет модернизации вооружений, реформы минобороны и укрепления альянсов, на что, согласно оборонному бюджету, планируется потратить почти 700 млрд долл. Трудно сказать, как будут складываться отношения с другими «главными угрозами» для Америки, но что касается России, то тут, кажется, президент Дональд Трамп со товарищи не в ту сторону гнев свой «праведный» направляют. Им бы любить Россию большой и пламенной любовью, лелеять ее и холить. А не с атомной бомбой на нее бросаться. И это отнюдь не шутка.
Америка для многих наших олигархов и чиновников, наживших свои капиталы «непосильным трудом» в 1990-е годы, была долгое время «страной обетованной». Там по сей скрываются несметные богатства, вывезенные из России во времена т.н. либеральных реформ. Их точные размеры не декларируются и нигде не учитываются. Но объем таков, что позволил приснопамятному русофобу Збигневу Бжезинскому на встрече с нашими учеными по проблемам американской ПРО сказать, что «он не видит ни одного случая, в котором Россия могла бы прибегнуть к своему ядерному потенциалу, пока в американских банках лежит 500 млрд долларов, принадлежащих российской элите. Вы еще разберитесь, чья это элита – ваша или уже наша. Эта элита никак не связывает свою судьбу с судьбой России. У них деньги уже там, дети уже там…».
Новости партнеров
А сколько вообще капиталов, имеющих российское происхождение, находится в западных банках? Вопрос, как говорится, интересный, хотя определенные данные имеются. Чистый отток капитала из России в 2017 г. вырос в 1,6 раза — до 31,3 млрд долл.
Это следует из отчета Банка России, опубликованного 17 января. Для сравнения: в 2016 г. отток составил 19,8 млрд. На пресс-конференции в декабре 2017 г., поясняя ситуацию, глава ЦБ Эльвира Набиуллина подчеркивала, что нынешний отток нельзя отождествлять с бегством инвесторов из России или незаконным выводом средств. Ситуацию в данном случае определяют банки, которые гасят внешние долги и испытывают потребность в иностранной валюте.
Проблема, однако, в том, что с начала 2017 г. к выводу капитала подключились не только банки, но и компании. Корпоративный сектор в третьем квартале вывел из страны 14 млрд, что стало рекордным показателем за последние годы. Именно поэтому многие эксперты в отличие от ЦБ заявляют о нарастании тревожных тенденций в экономике РФ, о чем и свидетельствует тренд на отток капитала. Получается, что даже при росте доходов бюджета благодаря подросшей в цене нефти и возобновлению роста экономики в целом бизнес не торопится инвестировать в проекты в России. И эта тенденция бьет по российской экономике далеко не первый год.
Судите сами. Согласно официальным данным, за 2000 — 2016 гг. из РФ было вывезено 550 млрд долл. Это чистый вывоз капитала, зафиксированный по банковским операциям Центробанком. Сколько было вывезено неофициально в виде наличности или сырья, проданного за рубежом, но деньги за которое так и не поступили в РФ, — можно только гадать. Поставки товаров по заниженной стоимости в официальной статистике тоже не учитываются. В общем, 550 млрд — это лишь верхушка айсберга, общая сумма может перевалить за триллион. И это только за период, начиная с 2000 г.
Кроме того, по мнению экспертов, из России в криминальные 90-е гг. было вывезено не менее 200 млрд долл. Причем вывоз капитала тогда умышленно не учитывался. К этому надо добавить еще около 100 млрд долл., вывезенных еще в советский период в конце 1980-х, как утверждают некоторые специалисты. Но даже если брать в расчет только официальные данные, то все равно сумма получается огромная. Для сравнения: выручка от экспорта сырой нефти за 2000-2015 гг. составила примерно 1,6 трлн долл. Треть дохода при этом была выведена из страны (550 млрд!) и осела за границей.
Самое примечательное во всей этой истории то, что весь капитал был вывезен на вполне законных основаниях. Схемы, позволяющие законно выводить капитал из РФ, действуют уже много лет, и никто почему-то не создал механизмов по их блокированию.
Естественно, новая волна американских санкций, обещанная в феврале, уже испугала российских олигархов. «Не даю этическую оценку заявлению руководства Альфа-банка о прекращении сотрудничества с оборонными предприятиями из-за „риска санкций“. Просто обращаю внимание на то, что Альфа-банк действительно просил, но так и не получил разрешение работать со средствами гособоронзаказа», — с таким заявлением 4 января выступил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Отметим, что слова Рогозина выглядят несколько противоречиво. Имеется информация о финансировании Альфа-банком НПО «Прибор», НПО «Искра», челябинского радиозавода «Полет», Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, а также знаменитого «Уралвагонзавода».
Новости партнеров
Так или иначе, но реакция вице-премьера объясняется демаршем крупнейшего частного банка. Как заявил 3 января первый заместитель председателя совета директоров Олег Сысуев, Альфа-банк уведомил предприятия ВПК о том, что не будет их обслуживать из-за западных санкций. При этом Сысуев уточнил, что кредитное учреждение будет делать это постепенно. «Мы стараемся максимально сократить риски», — заявил он.
Объявленная Сысуевым стратегия является отражением позиции основателя Альфа-банка Михаила Фридмана. Ранее в интервью журналу «Форбс» он признал трудности банка в связи с западными санкциями. «Ну, что делать, мы оттуда ушли», — сказал Фридман, отвечая на вопрос о финансировании оборонных предприятий. Кроме того, в 2015 г. Альфа-банк закрыл из-за санкций свое представительство в Нью-Йорке. В настоящее время Фридман — крупнейший акционер люксембургского холдинга LetterOne, который готовит покупку британского газового месторождения в Северном море.
«Фридман живет в Лондоне и является налоговым резидентом Великобритании, но по-прежнему имеет сильные связи с Россией: здесь у него менее 50% состояния», — писал «Форбс». Но если отношение Альфа-банка к национальным интересам России можно понять – это все-таки частный бизнес, то похожее поведение Сбербанка России, чьим главным акционером является Центробанк РФ, как минимум, удивляет. Отказ президента и председателя банка Германа Грефа (согласно его заявлениям) открывать отделения Сбербанка в Крыму и Севастополе, чтобы не подпадать под санкционные ограничения в США и Евросоюзе, может свидетельствовать о системных проблемах в российском банковском секторе. А, возможно, и во всем государстве.
Недавно издание Bloomberg со ссылкой на бывшего сотрудника американского внешнеполитического ведомства Дэна Фрида сообщило, что многие из потенциальных фигурантов очередного санкционного списка прислали в Вашингтон своих тайных представителей.
Дескать, крупные российские бизнесмены ведут переговоры с представителями минфина и госдепа США о том, как можно избежать включения в этот список. Также сообщается, что некоторые из крупных российских бизнесменов уже провели стресс-тесты на предмет того, к чему приведет попадание в список для их инвестиций, а кое-кто уже начал распродавать свои зарубежные активы, чтобы успеть сделать это до введения санкций.
Bloomberg также подчеркивает, что внесение в список не означает автоматического попадания под санкции, однако повышает вероятность подобного сценария.
Уже очень скоро, 2 февраля 2018 г., минфин США должен представить в Конгресс доклад о предпринимателях из России, связанных с Кремлем, с указанием размеров и источников их доходов, а также сведениями об активах их родственников. А с 1 февраля закон «О криминальных финансах» вступает в силу в Великобритании. Он дает возможность британским судам направлять запрос о состоянии имущества необъяснимого происхождения иностранным собственникам активов.
Кстати, риэлторская компания Knight Frank недавно подсчитала, что Россия лидирует по количеству детей, поступивших в частные школы Великобритании, только в 2016—2017 гг. их стало 608. Всего же в частных школах Великобритании обучаются более 3000 россиян.
Новости партнеров
Как отмечал директор «Медицинского центра имени Д.Р. Лунца», психолог Константин Небытов, «вряд ли стоит надеяться, что эти дети будут патриотами России или даже будут жить в России».
Но с чего это вдруг риэлторы заинтересовались школьным образованием? Все просто: престижная частная школа (особенно та, в которой учится много иностранцев) поднимает цены на недвижимость поблизости от нее. «Жилье, расположенное вблизи десяти престижных частных школ Лондона, подорожало за последние пять лет в среднем на 22−54%. Стоимость лотов в среднем колеблется от 2,4 млн до 7 млн фунтов стерлингов», — говорится в исследовании Knight Frank. И вспомните, как еще в ходе известной тяжбы Березовского с Абрамовичем в Лондоне было широко растиражировано то обстоятельство, каким образом после развала СССР создавались состояния «новых хозяев» России. Русская служба Би-Би-Си комментировала итоги скандального процесса в 2012 г. так: «Для российского бизнеса это плохая новость, потому что фактически в суде были доказаны факты очень сомнительного происхождения большинства из активов, которыми сейчас олигархи пытаются распорядиться, в том числе в своих международных проектах».
Этот урок, как выясняется сейчас, не пошел олигархам впрок. По данным Национального бюро экономических исследований (NBER) США, Россия находится в списке глобальных лидеров по объему выведенных в офшоры средств. В 2016 г. граждане России хранили в офшорах около 60 трлн рублей, что составляет около 60% ВВП страны. Одновременно в России хронически не хватает денег на пенсии, зарплаты, медицину, образование… Может, государству уже пора тряхнуть эту офшорную «мошну»?
В октябре прошлого года политолог Лилия Шевцова заявила на радио «Свобода»: «Введение против Кремля санкционного режима, прежде всего американские санкции, которые ставят под угрозу переведенные на Запад состояния и активы российского политического класса, грозят оставить его без штанов». Госпожа Шевцова – либерал известный и очень осведомленный. И если США перед президентскими выборами в России дадут отмашку на конфискацию, то у англичан тоже возникнут вопросы к активам наших нуворишей.
В начале января издание «Свободная пресса» писало, что Вашингтон, возможно, пытается сформировать из лояльных Америке олигархов пятую колонну.
Если поверить в эту версию, то выходит, что усилия Вашингтона увенчались успехом, раз потенциальные фигуранты списка сами обращаются к нему с просьбой о переговорах. Но можно ли доверять информации Bloomberg?
«Bloomberg считается серьезным изданием, однако, учитывая эпидемию фальшивых новостей во многих крупных и уважаемых медиа, информация о консультациях российского имущего класса с американскими чиновниками может оказаться уткой», — полагает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. По мнению доцента НИУ ВШЭ, члена Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павла Родькина, распространяемая Bloomberg информация во многом является частью кампании по внесению раскола в российскую элиту. А по поводу того, не будут ли США пытаться формировать из отдельных людей, попавших под санкции, пятую колонну, сказал: «Такая версия является общепризнанной. Использование состоятельного класса в политических целях под угрозой лишения его состояния лежит на поверхности».
Эксперт, кажется, не далек от истины. Как сообщает издание «Царьград», в СМИ была опубликована переписка, которую руководство Сбербанка ведет с американским правительством через своего лоббиста в США. Из переписки следует, что крупнейший государственный банк России во главе с Германом Грефом готов уступить во многих вопросах, лишь бы не потерять свои доходы за рубежом. По данным «Царьграда», банк в 2016 г. выделил около 500 тыс. долл. двум лоббистским фирмам (Podesta Group и Madison Group) в США, которые должны были провести работу с рядом сенаторов и конгрессменов…
Впрочем, удивляться тут особо нечему. Как известно, капитал не имеет страны, не имеет чувств и привязанностей. Российские олигархи, награбившие богатств после преступной приватизации, покупают за рубежом фирмы, земли, замки, квартиры, яхты. Им мало России – они выводят свои богатства за рубеж и становятся там легко уязвимыми.
В этом контексте становится важным вопрос о том, какие отрицательные последствия для российской экономики будет иметь возможный арест иностранных активов некоторых олигархов. По мнению профессора кафедры международных финансов МГИМО Валентина Катасонова, «…гораздо больший вред от того, что эти люди остаются внутри страны. Да, какие-то материальные потери могут быть серьезные, измеряемые сотнями миллиардов долларов. Но страна не может начать полноценно жить, когда внутри остаются люди, которым нет дела до национальных интересов. Ради своих капиталов они готовы предавать интересы страны и вообще готовы пойти на что угодно. С этой пятой олигархической колонной надо что-то делать. Возможно, лишить их гражданства, если они неоднократно уходили от налогов или выводили капиталы из страны. Многие из таких олигархов продолжают заниматься, без преувеличения, подрывной для России деятельностью. Это видно невооруженным глазом. У нас есть все необходимые условия для полноценного развития экономики и страны в целом без этих олигархов с их сотнями миллиардов, хранящимися в западных банках. Лишь бы лишить их возможности и дальше вредить».
Напомню, Иисус Христос говорил: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Следовательно, чтобы сердца наших олигархов не разрывались между Москвой и западными столицами, а оставались дома, очевидно, главной внутриполитической задачей Владимира Путина, если он вновь станет президентом, будет работа с элитами.
Сегодняшняя внешнеполитическая напряженность в определенной степени играет роль фактора, способствующего решению этой задачи.
В условиях внешних санкций российским «элитариям» предстоит, наконец, сделать выбор между Россией и заграницей, и этот выбор необходимо сделать в ближайшее время.
Однако меня даже в этой непростой ситуации просто распирает от гордости: какая же мы великая и богатая страна, если после «вселенского» разграбления не только устояли, но и окрепли. Сколько же у нас еще осталось богатств, не «приватизированных» (пока!) нашими олигархами! И появляются сомнения: а, может, относительно санкций и прочих антироссийских мер mr. Трамп не так уж и не прав?