Работой польской правительственной подкомиссии, повторно расследующей обстоятельства авиакатастрофы польского президентского авиалайнера Ту-154М под Смоленском, теперь будет руководить Антоний Мачеревич — бывший министр обороны Польши, инициировавший ее создание и отстаивающий версию о взрыве на борту. Об этом сообщил в четверг информационный портал Niezalezna.
Ранее Мачеревич лишился должности министра в ходе проведенных новым премьер-министром Польши Матеушем Моравецким перестановок в правительстве. Его пост занял экс-глава МВД Мариуш Блащак.
Новости партнеров
«По просьбе министра обороны Мариуша Блащака Антоний Мачеревич стал руководителем подкомиссии, выясняющей обстоятельства катастрофы под Смоленском, — информирует портал. — Он будет руководить работой комиссии, осуществлять контроль и составлять отчет [о причинах трагедии], который будет представлен в апреле, в восьмую годовщину крушения».
Катастрофа и ее расследование
10 апреля 2010 года в результате катастрофы польского президентского самолета Ту-154М под Смоленском погибли все 96 пассажиров, находившихся на борту, в том числе глава республики Лех Качиньский. В 2011 году польская правительственная комиссия по расследованию авиационных происшествий под руководством Ежи Миллера сочла, что причиной произошедшего было «снижение (самолета) ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг». В докладе комиссии, представленном спустя 15 месяцев после трагедии, среди причин упомянуты также ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS.
С этими выводами не согласилась партия Ярослава Качиньского «Закон и справедливость». После прихода к власти по итогам очередных парламентских выборов в октябре 2015 года ее представители начали процедуру пересмотра итогов работы экспертов, сформировав обновленную подкомиссию по расследованию авиационных происшествий.
Версия о взрыве
Эта подкомиссия, подводя в апреле текущего года итоги своей работы, уже утверждала, что на борту самолета произошел взрыв. Ранее никакие экспертизы и исследования не подтвердили гипотезу о вероятности взрыва на борту Ту-154М, о чем неоднократно заявляла в том числе польская прокуратура.
Бывший глава правительственной комиссии по расследованию авиапроисшествий Мачей Ласек, участвовавший в 2010-2011 годах в выяснении причин трагедии, назвал версию о взрыве пропагандой и «фантазией людей, которые никогда не расследовали авиационных инцидентов».
Новости партнеров
«Фантазиями без каких-либо доказательств» назвал версию о взрыве на борту Ту-154М и польский астрофизик Павел Артымович. По его словам, «настоящие эксперты уже выяснили, что никакого взрыва не было».
Блеф и несуразица
В декабре 2017 года во время большой пресс-конференции президент РФ Владимир Путин в очередной раз отверг домыслы о якобы имевшем место взрыве на борту самолета, назвав такие заявления блефом, чушью и несуразицей. Он обратил внимание на то, что если польская сторона стремиться усмотреть в числе причин катастрофы взрыв, им следует прежде всего проводить проверки по поиску взрывчатых веществ на своей территории, откуда и вылетел в последний рейс президентский борт.
Путин напомнил об итогах расследования экспертов и с польской стороны, и с российской, и о том, что версия взрыва не нашла подтверждения. В связи с этим он призвал Варшаву относиться к этому как к трагедии и не строить каких-то политических домыслов, которые осложняют российско-польские отношения. По его словам, связи двух стран важнее, чем текущая внутриполитическая борьба в Польше между различными силами, которые используют в этой борьбе какой-нибудь антироссийский фактор.